Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Р40230
Уровень инициативы:
Региональный

Оценивать уровень малообеспеченности семей не по количеству, а по стоимости их имущества (г.Москва)

Необходимо внести поправки в Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года № 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
Целью введения данного постановления было достижение адресности предоставляемой помощи и исключение ситуаций, когда наряду с действительно нуждающимися, право на социальную помощь имели вполне обеспеченные люди. В качестве фильтра для отсева псевдонуждающихся Правительством города Москва было решено использовать уровень имущественной обеспеченности. Задача поставлена правильная. Ошибка была допущена только в одном: в качестве критерия «богатый-бедный» было решено использовать количество имущества, а не его стоимость. Результат этой ошибки – категорически неверное решение поставленной задачи. Адресность предоставления помощи достигнута не была. Семьи, имеющие вполне хорошую обеспеченность (и даже более того) получили абсолютно законный доступ к социальной помощи, а реально бедные семьи оказались отсеяны.
Пример:
Первая семья. Состав: двое родителей и один несовершеннолетний ребенок. Имеющаяся собственность: автомобиль Maybach прошлого года выпуска, стоимостью 59 млн.рублей; семикомнатный двухуровневый пентхаус 275 кв.м с террасой 170 кв.м в элитном жилом комплексе на метро Маяковская, общей стоимостью 407 млн. рублей. В квартире итальянская мебель и дизайнерский ремонт. Также семья владеет небольшим домиком на побережье Средиземного моря (о котором семья умолчала) стоимостью 1 млн. 300 тысяч евро (91 млн. руб.). Также семья строит дом на своем участке земли площадью 10 соток в 20 км от МКАД по Киевскому шоссе стоимостью 9,5 млн. рублей. Общая стоимость имущества 566,5 млн. рублей. По документам семья имеет небольшой «белый» доход, который вполне вписывается в понятие «доход ниже прожиточного уровня». По принятому постановлению такая семья имеет полное право на получение статуса «малообеспеченной семьи» и, соответственно, право на меры государственной поддержки. Если такая семья подает документы на назначение пособий, работники органов социальной защиты не будут иметь никаких законных оснований для отказа в их предоставлении. Постановление разъясняет, что если любой вид имущества имеется у семьи в единственном экземпляре (одна машина, одна квартира и т.п.), то его стоимость не имеет значения и общее количество таких имущественных объектов также не ограничено.
Вторая семья. Состав: одинокий родитель, пятеро несовершеннолетних детей. Имеющаяся собственность: две квартиры. Первая четырехкомнатная, полученная по госпрограмме, площадью 114 кв.м стоимостью 11,3 млн. рублей в районе Южное Бутово города Москвы. В квартире мебель из магазина ИКЕА и ремонт от застройщика; вторая квартира однокомнатная площадью 36 кв.м стоимостью 1,8 млн. рублей, полученная в наследство от бабушки, в городе Владивосток. Больше никакой собственности нет. Общая стоимость имущества 13,1 млн. рублей. Средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, ниже минимального прожиточного уровня. Согласно новым критериям, такая семья не имеет право на получение статуса «малообеспеченной семьи» и, соответственно, права на меры государственной поддержки. Причина: согласно постановлению, семья не может считаться малообеспеченной, если владеет двумя объектами недвижимости и на каждого члена семьи приходится более 18 кв. метров. В данном случае мы имеем превышение на 8,3 м.
Теперь вопрос: для каких семей писалось это постановление? Кого оно защищает? По какому адресу направляет государственные средства?
По заявлениям разработчиков данного постановления, вторая семья после получения отказа в присвоении статуса «малообеспеченной семьи» имеет возможность вернуть утраченный статус. Для этого семье нужно обратиться в районную комиссию, которая посетит место проживания семьи, засвидетельствует факт малообеспеченности и на один год вернет семье право на социальную помощь. На следующий год все следует пройти заново. Но это в теории. А по факту родитель в такой семье должен пройти «восемь кругов ада», чтобы доказать, что ему буквально нечем кормить детей. Все решения отданы на усмотрение комиссий и полагаться приходится только на уровень порядочности людей, работающих в таких комиссиях. Очень часто в ответ на обращение такой родитель слышит «закон есть закон, помочь ничем не можем». Комиссии предлагают такому родителю продать квартиру во Владивостоке, кормить детей на вырученные средства и только потом приходить за помощью. При этом никак не учитывается тот факт, например, что бабушка завещала квартиру своим внукам. А недвижимость, имеющую несовершеннолетних собственников, продать невозможно – органы опеки также на совершенно законных основаниях не дадут разрешения на продажу. Семья вынуждена сдавать эту квартиру в аренду, чтобы хотя бы услуги ЖКХ за эту квартиру не ложились дополнительным бременем на и без того скудный бюджет семьи.
Результат принятия постановления в таком виде: принцип адресности не достигнут. Под удар попало огромное количество реально нуждающихся, в особенности многодетных семей, семей с инвалидами. Они выброшены за борт и выживают на пределе физических возможностей. Дети в таких семьях уже больше года лишены нормального питания, они донашивают одежду, из который выросли, потому что нет средств купить новое. Они потеряли возможность получать медицинские препараты даже среднего ценового уровня, возможность посещать культурные мероприятия и спортивные секции. Дети в таких семьях потеряли доступ к дополнительному (платному) образованию, а значит (в будущем) и к высшему образованию тоже. Дети все чаще оказываются без присмотра взрослых, поскольку родители идут на три работы, чтобы хоть как-то выжить, и не имеют средств для оплаты услуг няни.
Правительство РФ вкладывает немалые силы в создание благоприятных условий для семей с детьми, для снижения уровня бедности в стране, но такие сырые недоработанные постановления сводят все усилия на «нет», направляют средства налогоплательщиков в неверном направлении. В итоге вместо благополучного государства, в котором социально незащищенные слои имеют возможность жить нормально, налогоплательщики имеют риск получить социально нестабильное государство, в котором пропасть между богатыми и бедными увеличивается день ото дня со всеми вытекающими последствиями.


Практический результат

Восстановление социальной и человеческой справедливости, возвращение истинным, а не мнимым малообеспеченным семьям доступа к социальной поддержке; достижение реальной адресности предоставления мер государственной поддержки; сохранение социальной стабильности в обществе и государстве; искоренение бедности и нищеты; сглаживание расслоения общества; реальная, а не популистская поддержка семей с детьми. На деле, а не на словах помощь многодетным семьям, многие из которых оказались в совершенно отчаянном положении по вине правительства Москвы, допустившего принятие данного постановления в его текущем виде.

Решение

Необходимо разработать новые критерии оценки уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи, исходя из общей суммарной стоимости имущества, поделенной на количество членов семьи. Для оценки недвижимого имущества можно использовать средние кадастровые цены на недвижимость в г.Москва.

К началу списка инициатив