Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф40258
Уровень инициативы:
Федеральный

Сформировать государственный реестр кредитных историй на базе ресурсов ЦККИ или Росреестра

В настоящее время в жизни граждан Российской Федерации большую роль играет кредитный рейтинг. При этом на 12.01.2018 г. действует 17 бюро кредитных историй, в которых иногда содержится недостоверная информация. Бесплатный доступ к информации в БКИ в настоящее время искусственно осложнен (требует присутствия в отдельные рабочие дни по адресу нахождения БКИ, персональной идентификации и т.п.); другие типы запросов требуют оплаты. В результате многие граждане РФ не имеют информации о собственной полной кредитной истории и могут столкнуться с необоснованной дискриминацией при выдаче кредитов. Кроме того, существуют различные разновидности мошеннических действий при выдаче кредитов (оформление по копии паспорта, рассылка кредитных карт и т.п.), в результате чего кредитная история человека может быть испорчена без его ведома. Отсутствуют механизмы оперативного удаления информации и ответственность финансовых организаций за предоставление недостоверных сведений.

Практический результат

1. Унификация информации о кредитных историях на всей территории РФ.
2. Защита государством права граждан РФ на неразглашение личной информации без согласия гражданина.
3. Повышение достоверности информации о кредитных историях за счет перекрестной проверки данных.
4. Снижение количества мошеннических действий со стороны граждан при оформлении кредитов.
5. Снижение количества мошеннических действий со стороны финансовых организаций при оформлении кредитов.

Дополнительные материалы

Решение

Для решения указанных проблем следует сформировать на базе ЦККИ государственный реестр кредитных историй (аналогичный реестру недвижимости). Также потребуются изменения в законе № 218 ФЗ от 30.12.2004 г. «О кредитных историях» (замена термина «бюро кредитных историй» на «государственный реестр кредитных историй»).
1. В единый Всероссийский государственный реестр в установленные сроки (единовременно) передается информация на определенную дату из всех имеющихся бюро кредитных историй.
2. В дальнейшем банки отправляют любую новую информацию о кредитах только в указанный государственный реестр, исключая посредников.
3. Государственный реестр хранится в электронной форме, с возможностью авторизации через портал «госуслуги», а также через многофункциональные центры.
4. Каждый совершеннолетний гражданин Российской Федерации получает бесплатный доступ к своей кредитной истории и кредитному рейтингу в любой момент времени через интернет-сайт (в т.ч. через многофункциональные центры).
5. Любая финансовая организация или физическое лицо может направить запрос на получение кредитной истории гражданина Российской Федерации через реестр. При этом гражданину приходит электронное уведомление, которое он может авторизовать (например, когда человек обращается за кредитом и ожидает проверки со стороны банка) или отклонить, если запрос делается без его ведома.
6. При наличии в реестре необоснованных и недостоверных сведений о своей кредитной истории, гражданин РФ имеет право потребовать их удаления. Запрос делается в электронной форме, через портал «госуслуги», а также через многофункциональные центры.
7. Если организация, внесшая недостоверные сведения, не может представить подтверждающих документов (копий договоров, информации о предшествующих платежах по договору и т.п.) в установленный срок (например, 2 недели с момента отправки запроса), информация удаляется из реестра. Применяется принцип презумпции невиновности по отношению к физическому лицу, необходимость представления доказательств лежит на финансовой организации.
8. При наличии спора, для рассмотрения запроса может быть организовано судебное заседание, о чем должен быть уведомлен как гражданин, так и организация, которой были внесены недостоверные сведения.
9. Запрос на удаление информации должен рассматриваться с точки зрения закона о защите прав потребителей, то есть издержки на удаление недостоверной информации должны быть отнесены на счет организации, которая ее внесла в реестр. Также с указанной организации следует взыскать штраф, например, в размере 20 МРОТ (50% в пользу гражданина, 50% в пользу государства) для дисциплинирования (или другой экономически обоснованной суммы). Если гражданин сделал запрос необоснованно, с него должен быть взыскан штраф, например, в размере 2 МРОТ (50% в пользу гражданина, 50% в пользу государства) для дисциплинирования (или другой экономически обоснованной суммы).
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 324 голоса

676

Против решения: 52 голоса

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив