В 2017 году и по состоянию на февраль 2018 года стоимость абонементных проездных билетов на общественный транспорт в Великом Новгороде составляла 1 980 рублей для граждан на месяц, 990 рублей на полмесяца, 800 рублей за месячный проездной для школьников, 1 200 руб. для пенсионеров, 1 980 руб.– для студентов и т.д. Одновременно есть система адресных компенсаций. Студентам компенсируется половина стоимости проездного, неработающим пенсионерам и инвалидам 2-й и 3-й группы – четверть стоимости, инвалидам 1-й группы и детям-инвалидам – половина стоимости. Даже с учетом этих компенсаций стоимость проездных билетов крайне высока. В центрах соседних регионов, при сопоставимом уровне развития общественного транспорта, стоимость аналогичных проездных гораздо ниже. По состоянию на февраль 2018 года в Пскове цена обычного месячного проездного – 1 000 руб., студенческого – 800 руб., льготного – 700 руб. Даже в Санкт-Петербурге цена льготного проездного на месяц – 576 руб., ученического – 515 руб. и т.д., а в Москве введен бесплатный проезд для льготников. Хотя в Великом Новгороде есть только автобусы и троллейбусы, а в Москве и СПб – еще и метро и трамвай. Псковская область более дотационный регион, чем Новгородская, но даже там проездные дешевле.
Чтобы покупка обычного месячного проездного себя оправдала, при стоимости разовой поездки в 22 руб., нужно совершить более 90 поездок (по 3 ежедневно). Поэтому объем реализации таких проездных близок к нулю. Средняя зарплата в Великом Новгороде, по официальным данным на 2017 год, составляет 29 тысяч рублей, средняя пенсия – 13 тысяч. Многие пенсионеры вынуждены отдавать десятую часть своих доходов за покупку проездного. Семье из двух работающих взрослых и двоих детей-школьников ежемесячно приходится тратить на проездные 5 560 руб., или 66 700 руб. в год, то есть дешевле купить машину.
Если снизить стоимость всех видов абонементных проездных до адекватного уровня, ненормальную систему денежных компенсаций на покупку проездных можно будет упразднить, сэкономив средства, идущие на ее администрирование.
Практический результат
1) Рост доходов жителей Великого Новгорода, в первую очередь льготников.
2) Увеличение объемов продаж абонементных проездных билетов всех типов на общественный транспорт.