Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф40744
Уровень инициативы:
Федеральный

Установить пятидневную школьную учебную неделю на всей территории РФ. Отменить обязательность факультативных занятий в школах.

У сегодняшних школьников есть две проблемы. Проблема номер 1 «Шестидневная учебная неделя». Очень многие школы нашей страны обязывают детей учиться по субботам. Из-за этого дети имеют всего один выходной день. И даже этот день заполнен выполнением домашней работы.
Каждый ребенок школьного возраста трудится ничуть не меньше, а то и больше любого взрослого Давайте взглянем на стандартный учебный день ребенка. Первые 5-6 часов - занятия в школе. По возвращении ребенок приступает к домашним заданиям, на что уходит от 2 до 6 часов в зависимости от усердия родителей и способностей ребенка.
И вот мы уже имеем полный рабочий день и даже сверх того. Далее дополнительное образование – это уже не имеет отношения к данной конкретной проблеме, потому что это решение принимается родителями, а не школой. Но, тем не менее, заметим, что редкий родитель не записал ребенка в художественную школу или спортивную секцию. При этом одна только художественная школа требует 3 часа ежедневно 4 дня в неделю уже в первом классе.
Итого, ребенок имеет от 7 до 14 часов ежедневной нагрузки. Но не имеет права на два дня отдыха.
Как так получилось? Почему трудовое законодательство защищает взрослых людей, ограничивая им ежедневную нагрузку и количество рабочих дней в неделю, но при этом дети не защищены ничем? На детей действие Трудового кодекса не распространяется. О правах ребенка помнит только СанПиН, в котором прописано, что первоклассники имеют право заниматься 5 дней в неделю.
И тот же СанПиН не видит проблемы в шестидневной учебной неделе для всех детей, начиная со второго класса.
И школы этим активно пользуются, повсеместно практикуя шестидневку на основании согласия родителей.
Откуда берется согласие родителей? Администрация школы собирает родителей и доходчиво объясняет им, что если родители не подпишутся за шестидневную неделю, их дети не получат шанса конкурировать с выпускниками других школ (с шестидневной неделей) за место в ВУЗе.
Большинство голосов за шестидневку набирается очень быстро. Родители хотят лучшего своим детям. Основной козырь руководства школ то, что дети должны получить, к примеру, по 5 часов уроков русского языка и математики в неделю, но при пятидневке ребенок их получить не успеет, а значит, будет отставать (не сдаст ЕГ).
Так ли это? Давайте посмотрим стандартное расписание. Оно составляется таким образом, что в один из будних дней урок русского языка (литературы или математики) отсутствует и переносится на субботу. Нет ничего, что мешало бы перенести его обратно на будний день. И ребенок на шестидневке, и ребенок на пятидневке имеют одинаково по 5 часов занятий по основным предметам. Тогда зачем школы так настаивают на шестидневке? Возможно, это проблема школ с углубленным изучением какого-либо предмета? Школы утверждают, что если оставить только пять дней, то не хватит места для дополнительного часа углубленного предмета. Смотрим расписание и видим, что в реальности место есть. И занято оно обычно факультативными занятиями. Так в чем реальная причина? Быть может, в том, что педагогам платят по часам, и на шестидневке часов получается больше, чем на пятидневке? Это замечательно, когда учителя могут больше зарабатывать. Но почему система использует здоровье наших детей как разменную монету?
И здесь мы вплотную подошли к проблеме номер 2 «Факультативные занятия». Что это такое? В стандартном расписании обычной начальной школы сначала идут четыре-пять уроков по общеобразовательным предметам. После этого начинаются 1-2 часа факультативных занятий по выбору - так называемой "внеурочки". Выбрать можно, а отказаться нельзя.
Занимаются там дети такими темами как "Правильное питание", "Чудеса из бумаги" и пр. Казалось бы, существование таких занятий - прекрасно. Наряду со школьной секцией волейбола, к примеру. Но проблема в том, что в отличие от волейбола, посещение "факультативов" является обязательным. Почему так – снова большая загадка. Откуда взялась эта обязательность? Продиктована она «сверху» законом или разгадка снова кроется в почасовой оплате труда педагогов?
В школах, где факультативные занятия проходят интересно или хотя бы относятся к важным областям - вопросов нет. Но есть огромное количество школ, где учителям просто нечего предложить на факультатив. Нет специалистов, желающих проводить «посторонние» непрофильные занятия, нет педагогов, способных предложить интересные темы или же учитель, способный вести дополнительные уроки по выбранным темам, будет свободен только к седьмому уроку. В итоге факультативы часто носят весьма неоформленный характер, когда дети просто предоставлены сами себе, либо дети вынуждены выбирать между десятью совершенно не интересными бесполезными темами и «отбывать» это время в школе, не имея возможности занять это время с куда большей пользой для ума или здоровья. Учителя при этом тоже «отбывают».

Практический результат

Дети получат возможность полноценного отдыха.
Школы начнут конкурировать друг с другом на равных, имея одинаковое для всех количество учебных часов. А значит, чем лучше школа, чем лучше учителя в ней, тем больше успешных выпускников и победителей олимпиад, при прочих равных.
Учителя получат стимул сделать максимально результативными свои допустимые часы, ставя в приоритет качество, а не количество.
Улучшение здоровья детей, которое уже давно заставляет педиатров бить тревогу.
Снижение затрат на лечение детей от заболеваний, вызванных недостатком двигательной активности, общим ослаблением переутомленного организма.
Снижение затрат на оплату больничных листов родителям, ухаживающим за больными детьми.
Улучшатся отношения родителей и детей, они смогут проводить больше времени вместе.
Дети перестанут тратить время на ненужные конкретно им обязательные занятия.
Дети получат больше времени на дополнительное занятия в выбранной области - спортивные секции, программирование, художественные, музыкальные, хоровые школы и т.п.
Более здоровое поколение, имеющее лучшую мотивацию к обучению и работе, а не «отбыванию часов». Лучший фокус (более высокая специализация) на более важных для конкретного человека областях наук и искусств.

Решение

Законодательно защитить права детей на два выходных дня и на всей территории Российской Федерации установить пятидневную учебную неделю.
В случае «длинных выходных» дети также должны иметь «длинные выходные» наравне со взрослыми.
Отменить обязательность любых факультативных занятий. Если школа смогла привлечь учителя, способного организовывать интересные полезные факультативы, то родители сами будут стремиться привести ребенка на его занятия. Только такие часы имеют реальную ценность. Все остальное – профанация и напрасная трата драгоценного времени детства и жизни каждого человека.
Разрешить школам организовывать по субботам и другим дням любые факультативные занятия, не обязательные к посещению.

К началу списка инициатив