В настоящее время по моим расчетам в прибрежных морских районах, во внутренних водных бассейнах страны затоплено (притоплено) около 8 000 кораблей, подводных лодок, судов, катеров и других плавучих объектов, являющихся источниками интенсивного загрязнения вод и донных осадков химическими веществами, очагами повышенной экологической загрязненности и представляющих в отдельных случаях навигационную угрозу судоходству.
В 2016-2018 годах по проблеме очистке акваторий Российской Федерации от затонувших, притопленных и брошенных судов, кораблей и иных плавучих объектов я обращался к Владимиру Владимировичу Путину, и Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций были даны соответствующие поручения в Аппарат Правительства, а из Аппарата Правительства дать ответ заявителю - Минтрансу и Минэкологии России.
В ответах мне эти министерства из года в год «отписываются» со ссылками на руководящие документы, не имеющие никакого отношения к решению поднятой мной проблеме.
Таким образом, на сегодняшний день проблема очистки акваторий Российской Федерации от затонувших, притопленных и брошенных судов, кораблей и иных плавучих объектов в плановом порядке не решается.
В настоящее время в стране в целом нет ясного понимания общей картины, как по количеству, так и по насыщенности отдельных районов водных акваторий затопленными кораблями судами и иными плавучими объектами.
Поэтому в своих обращениях к Президенту РФ я предлагал начинать решать задачу по подъему и утилизации затонувших на акваториях водных объектов с определения граничных условий ее решения – с организации работы по созданию «Реестра затонувших водных объектов гражданского и военного флота в прибрежных морских районах и на водных акваториях Российской Федерации», то есть с определения количества затонувших объектов, обозначения районов, наиболее насыщенных[ затопленными судами и кораблями.
В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы (далее – Программа), разработанная Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2012 г. № ДМ-П9-5838, данным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. № Пр-2516.
Однако, мероприятия по очистке акваторий от затопленных водных объектов, то есть их подъему и утилизации, в Программе отсутствуют, объемы финансирования не определены.
Без разработки «Реестра затонувших объектов» невозможно определить объемы и сроки выполнения судоподъемных работ, организацию и порядок их материально-технического обеспечения и стоимость.
Учитывая изложенное выше, полагаю целесообразным задачу очистки акваторий Российской Федерации от затонувших плавучих объектов с их последующей утилизацией решать комплексно по четырем основным направлениям:
разработать «Реестр затонувших водных объектов на акваториях Российской Федерации»;
разработать нормативно-правовую базу, определяющую комплекс необходимых правовых и организационно-технических мероприятий при подъеме затонувших объектов и их утилизации;
приступить к проектированию и созданию современных отечественных технических средств судоподъема (в настоящее время судоподъемные работы проводятся редко, а большинство технических средств, применяемых на судоподъемных работах, за редким исключением, было создано 30 и более лет назад, большая часть из них морально и физически устарела);
приступить к создание баз и технических средств утилизации поднятых водных объектов, транспортировки разделанных судовых металлоконструкций к местам их дальнейшей переработки.
Практический результат
Подъем затонувших (притопленных) судов и других водных объектов в прибрежной части территориального моря и внутренних водных акваториях Российской Федерации, наносящих ущерб окружающей среде, представляющих в отдельных случаях угрозу судоходству и препятствующих хозяйственной деятельности речных и морских портов оздоровит экологическую обстановку в местах массового скопления затонувших объектов, ликвидирует угрозу судоходству, создаст предпосылку для проектирования и строительства современной судоподъемной техники и для успешного решения экологических проблем в Арктике, связанных с необходимостью подъема и утилизации радиационно-опасных объектов, что предусмотрено Стратегией развития Арктического региона.
Дополнительные материалы