Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
16Ф40875
Уровень инициативы:
Федеральный

Обеспечить свободное развитие цифровой экономики в России

В настоящее время, в ходе разработки и рассмотрения законодательных инициатив в отношении такой инновационной и только ещё зарождающейся отрасли, как цифровая экономика, публике были представлены следующие, никуда официально пока не внесенные законопроекты:
1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Дата создания - 27 декабря 2017 г. Разработчик - Российская ассоциация криптовалют и блокчейна.
Предлагаются определения распределенного реестра, распределенного контракта, купона распределенного контракта, валидации записи, распределенного финансирования. Не предусматривает принятия отдельного закона о криптовалюте, а предлагает внести изменения в существующие законы - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Ограничения по инвестированию: ФЛ - до 20 000 000 руб., ИП – до 100 000 000 руб., ЮЛ – без ограничений.
Проекты нормативных правовых актов, проходящие согласование:
2. Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».
Дата создания - 22 декабря 2017 г. Разработчик - Минэкономразвития России.
Определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Неквалифицированные инвесторы и ИП за календарный год могут вложить в один проект до 50 000 руб., а во все проекты – до 500 000 руб. Оператором инвестиционной платформы может быть российское хозяйственное общество с минимальным капиталом в 5 000 000 руб., включенное в реестр Банка России.
3. Проект Федерального закона "О цифровых финансовых активах".
Дата создания - 30 января 2018 г. Разработчик - Минфин России.
Криптовалюты и токены предлагается признать имуществом. Предлагаются определения криптовалют и токенов (вместе ЦФА), валидации и майнинга (валидация за вознаграждение), реестра цифровых транзакций. Неквалифицированный инвестор может приобрести токены на сумму до 50 000 руб. в рамках одного выпуска. Оператором ЦФА может быть юридическое лицо, созданное по законодательству РФ и ведущее деятельность, предусмотренную законодательством о рынке ценных бумаг и об организованных торгах. Цифровой кошелек открывается оператором ЦФА.
4. Проект Постановления Правительства РФ "Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов".
Дата создания - 9 февраля 2018 г. Разработчик - Минкомсвязь России.
Дается понятие цифрового токена. Аккредитацию, то есть подтверждение установленным критериям, смогут получить зарегистрированные в России компании с уставным капиталом не менее 100 000 000 руб.
5. Проект Федерального закона "О системе распределенного национального майнинга".
Дата создания - 25 января 2018 г. Разработчик - депутат Госдумы Курбанов Р.Д.
Предлагается создание крипторубля в качестве законного платежного средства. В документе не указано и не представлено большей экономической целесообразности от создания подобной валюты, кроме как для расчетов между крупными предприятиями и гос.корпорациями.
Однако, в силу своих технических характеристик, ключевой особенностью криптовалют (валют в цифровом виде), ставших основой создания и развития цифровой экономики, является отсутствие какого-либо внутреннего или внешнего администратора. Никто ни снаружи, ни извне не может воздействовать на транзакции каких-либо участников платёжной системы. Передача криптовалют необратима — никто не может отменить, заблокировать, оспорить или принудительно (без приватного ключа) совершить транзакцию. Однако участники сделки могут добровольно временно взаимно блокировать свои криптовалюты в качестве залога или установить, что для завершения/отмены сделки требуется согласие всех (или произвольных дополнительных) сторон.
Таким образом, причинами возникновения и развития криптовалют стали несколько фундаментальных предпосылок:
1. В первую очередь они появились в ответ на отсутствие гибкости официальной системы.
2. Появилось желание совершать покупки на удобных условиях: отсутствие контроля транзакций со стороны банка, налоговой службы или других надзорных органов.
3. Криптовалюты более устойчивы к инфляционным колебаниям.
4. Комиссия на транзакции между странами существенно меньше, чем при банковских переводах.
Именно наличие подобных факторов и явилось наиболее привлекательным для обычных пользователей и породило и продолжает рождать неугасаемые волны спроса/предложения внутри данной экосистемы. Которая, тем более, как показывает практика, вполне и с большим успехом вполне способна сама себя регулировать. Соответственно, понимание данных фактов и признание их – являются ключом к успеху в любых начинаниях в условиях интеграции с данной сферой. Непонимание же и, как следствие, попытки затормозить, запретить или ограничить, как видно в указанных выше законопроектах, всё, что связано с цифровой экономикой, которая, как уже было выше сказано, изначально создавалась для того, чтобы любые ограничения преодолевать – могут привести лишь к самым негативным последствиям для страны в целом.
Впервые в истории человечества, у людей, благодаря цифровой экономике, появился шанс выстроить такую систему экономических взаимоотношений, которая не будет идти вразрез с естественными (и небезобразными) потребностями здоровой человеческой личности. Но на одних лишь запретах и ограничениях ничего хорошего не выстроить. Тем более, отвергая или не понимая хода развития естественных событий.
Не зря по состоянию на январь 2018 года криптовалюту уже принимают и используют как платежное средство в Японии, Австралии, Нидерландах, Южной Корее, Эстонии, Соединенных Штатах, Дании, Швеции, Канаде и Великобритании. Правительства этих стран смотрят в будущее – и потому совсем не случайно экономика многих из них развивалась достаточно быстрыми темпами или, по крайней мере, не имела столь мощных и негативных спадов, какие происходят сегодня в России.
В свете вышеизложенного становится понятным вред от принятия подобных законопроектов, из который лишь законопроект под №1 можно назвать наиболее приближенным к реалиям и особенностям цифровой экономики. Все остальные же законопроекты как минимум говорят о сильной некомпетентности их разработчиков в сфере, которую они предлагают регулировать, как максимум, польза от их реализации не просто весьма сомнительна – но может привести к самым негативным последствиям для экономики России: от появления драконовских условий для создания и развития любого бизнеса, до, как следствие, оттока капитала из страны и ухода инновационных технологий в тень. Тем более, если учитывать трансграничность криптовалютной сферы.
Как сказал Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в отношении подобных законопроектов: «Лучше ничего не принимать, чем принимать такое законодательство. Это просто сделать так, чтобы криптосообщество и блокчейн никогда не посчитали своей родиной Россию.».

Практический результат

1. Отмена любых запретов и ограничений для сферы, которая имеет возможность к саморегулированию - наиболее здравое решение с любой точки зрения. Даст возможность к самомостоятельному развитию цифровой экономики без дополнительных лишних затрат со стороны государства.
2. Отсутствие необходимости в разработке новых нормативно-правовых актов и связанных с этим дальнейших действий также может существенно сократить дополнительные лишние расходы для бюджета.
3. Создание, развитие и поддержка образовательных программ, проектов и ресурсов, программ агитационного направления, пропаганды в направлении повышения финансовой грамотности населения может обойтись значительно дешевле попыток выстраивать новую систему контроля за цифровой экономикой, не говоря уже о необходимости расходов на обеспечение в дальнейшем работы такой системы и выполнения запретительных законов.
4. Создание благоприятных условий для развития цифровой экономики в РФ вполне может помочь притоку капиталов не только со стороны зарубежных инвесторов, но и со стороны простых граждан России, обеспечить развитие новых технологий, освежить экономику страны. Может поспособствовать также появлению новых идей, проектов, стартапов, направленных на решение разного рода проблем в различных сферах жизни нашего общества, развитию новой кадровой политики, естественному формированию новой формы взаимоотношений между людьми.

Решение

1. Отменить принятие любых законопроектов, предлагающих введение каких-либо ограничительных и(или) запретительных мер в любую из сфер цифровой экономики.
2. Сосредоточить внимание на внесение изменений в уже действующее законодательство, согласно пунктам, указанным в законопроекте под № 1, а также на разработке мер защиты участников криптовалютного рынка на законодательном уровне.
3. Продолжить развитие инициатив и практических действий по направлениям, указанным в «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.», предложенной Минфином РФ и принятой Правительством РФ в 2017 году.
4. Обеспечить создание в РФ благоприятных условий для развития цифровой экономики путём внедрения инновационных технологий на базе технологии блокчейн во все сферы жизни общества, помощи в интеграции данных технологий при создании и реализации разного рода проектов, легализации криптовалют.

К началу списка инициатив