Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф41758
Уровень инициативы:
Федеральный

Обязать производителей напитков использовать в производстве оборотную (возвратную) стеклянную бутылку. Обязать торговые сети организовать в своих торговых точках пункты приема оборотной стеклянной бутылки.

В нашей стране практически не используется оборотная стеклянная бутылка при производстве напитков. В недавнем прошлом одна лишь компания Балтика ограниченно использована оборотную бутылку, но, при этом, сдать такие бутылки можно было только в очень редких пунктах приемы вторсырья и поэтому чаще всего даже такие оборотные бутылки отправлялись в обычную мусорку. Сейчас же на пунктах стеклотары перестали принимать и бутылки от Балтики. Возможно, что там тоже совсем отказались от оборотной бутылки.
Стеклянная бутылка удобна и практична для упаковки напитков, и ее можно и нужно использовать не один раз. Во время СССР по всей стране была сеть пунктов сдачи стеклянных бутылок для их повторного использования. Часто их можно было сдать прямо в магазинах. Сейчас эта практика повсеместно распространена в Европе, что позволяет там существенно сократить объемы стеклянных отходов. Почти во всех продуктовых магазинах покупатели могут принести и сдать пустые бутылки, получив за это небольшую сумму денег.
В России же все стекло отправляется в общую мусорку и практически не перерабатывается. Оно вообще никак не используется повторно и увеличивает и без того огромные горы отходов и мусора, которые копятся на наших мусорных свалках.
Незначительная часть стекла сдается «на стеклобой» в пункты приемы вторсырья, но такая переработка достаточно затратна. Кроме того, ограниченные мощности переработчиков не в состоянии переработать даже весь объем стекла, собираемый «на стеклобой», и поэтому пункты приема вторсырья периодически прекращают прием стекла.
Введение обязательной оборотной стеклянной бутылки заставит производителей использовать ее повторно. Организовать сбор оборотной стеклянной бутылки можно на базе крупных торговых сетей, обязав их создать пункты приема оборотной бутылки в своих магазинах по образцу Европы (например, Германии или Австрии). Если людям будет предложено получить несколько рублей за принесенную целую стеклянную бутылку, то это будет хорошим стимулом для них не выбрасывать бутылки в мусор, а сдавать их в пункты приема.
При отлаженной логистике по сбору и транспортировки оборотной бутылки затраты на нее не должны превышать стоимость покупки новых бутылок: оборотную пустую стеклотару можно будет забирать прямо из торговых точек, куда будут доставляться напитки в этой же стеклянной таре. Так что удорожания стоимости напитков не произойдет.

Практический результат

Мы получим существенное уменьшение объема стеклянных бутылок в составе стеклянных отходов, так как многие бутылки будут использоваться много раз.
В связи с уменьшением общего объема стеклянных отходов повысится спрос на них со стороны переработчиков стеклобоя. Это позволит повысить цены на его закупку и стимулировать увеличение сбора стеклянных отходов для переработки. Имеющиеся мощности по переработке в такой ситуации смогут переработать все собираемые стеклянные отходы.
В результате произойдет существенное уменьшение общего объема стеклянных отходов, что позволит хотя бы отчасти улучшить ситуацию на мусорных полигонах и экологическую ситуацию в нашей стране в целом.

Решение

1) Необходимо законодательно обязать производителей алкогольных и безалкогольных напитков при превышении ими определенного объема производства напитков в стеклянной таре обязательно использовать оборотную (возвратную) стеклянную бутылку. При несоблюдении данного требования сперва наказывать производителя существенным штрафов, рассчитываемым на основании оборота от реализации напитков в стеклянной таре без использования оборотной бутылки. При повторных нарушениях – приостанавливать деятельность производителя по производству напитков в стеклянной таре.
2) Государственным органам необходимо провести экспертизу текущих норм по использованию оборотной стеклянной бутылки (технических и санитарно-гигиенических) и максимально упростить их, включая все требуемые формальности с получением разрешений на использование оборотной стеклянной бутылки, чтобы облегчить для производителей переход на ее использование. В то же время необходимо предусмотреть разумные контрольные меры за соблюдением санитарно-гигиенических требований при использовании производителями напитков оборотной стеклянной бутылки.
3) Государственным органам провести экспертизу и, при необходимости, внести изменения в налоговое законодательство, чтобы исключить обороты по возвратной бутылке (например, выставление счетов за отгруженную покупателям оборотную бутылку и оформление возвратных счетов при возврате оборотной бутылки от покупателей) из налогооблагаемой базы по НДС, налогу на прибыль и акцизу, с тем, чтобы обороты по возвратной стеклянной бутылке не увеличивали налоговую нагрузку на производителей напитков и их продавцов. Также можно рассмотреть возможность введения налоговых льгот для производителей напитков, использующих оборотную стеклянную бутылку.
4) Законодательно обязать торговые сети, а отдельные несетевые магазины, продающие напитки в стеклянной таре, организовать во всех торговых точках, превышающих определенный метраж по торговой площади, пункты приема оборотной стеклянной бутылки. Также обязать торговые сети по запросу поставщика напитков в стеклянной таре производить прием его оборотной бутылки в своих пунктах приема.

К началу списка инициатив