Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
16Ф42188
Уровень инициативы:
Федеральный

За сохранение изучения родных языков народов Российской Федерации в обязательной предметной части учебных планов общего образования

10 апреля текущего года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
Проект подготовлен группой депутатов Государственной Думы в составе А.И. Аршиновой, О.А. Николаева, Ш.Ю. Саралиева, О.Н. Смолина,
Е.В. Строковой и Б.А. Чернышова.
Данные депутаты предлагают внести изменения в статью 14 «Язык образования» и статью 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Суть предполагаемых изменений: родные языки из числа языков народов Российской Федерации и государственные языки республик в составе Российской Федерации могут по волеизъявлению родителей (законных представителей) не изучаться или изучаться только за счет учебного времени вариативной (необязательной, определяемой участниками образовательного процесса) части учебных планов.
Планируемые изменения содержат большой конфликтный потенциал по следующим основаниям:
1) по существу произойдет перевод изучения родных языков из инвариантной (обязательной) части в вариативную часть учебного плана (необязательную, где перечень предметов определяется совместно родителями и педагогами, исходя из интересов детей). Но в вариативной части время, отводимое на совместный выбор предметов, ничтожно мало по объему. К примеру, 3 и 4 варианты учебного плана основной образовательной программы начального общего образования в 1 классе не предоставляют сегодня ни одного часа - 0 часов в неделю, во 2-м – 1 ч., в 3-м - 1 ч., 4 классе – 0,5 ч. А в основной школе 4 вариант учебного плана основной образовательной программы основного общего образования соответственно предусматривает в 5 классе - 2 ч., в 6-м - 1 ч.;
в 7, 8 и 9-м классах – по 2 ч. в неделю. Как правило, это время используют для дополнительного изучения предметов из инвариантной (обязательной) части, а также различных приоритетных направлений наук по интересам детей. Поэтому изучение родных языков за счет этого учебного времени может стать «яблоком раздора» и причиной постоянных конфликтов между родителями, а также родителей со школой. Гарантированного системного изучения родного языка такой подход не предусматривает. Таким образом, государственные гарантии возможности обучения детей родным языкам станут практически неисполнимыми, что не соответствует пункту 3 статьи 68 Конституции РФ;
2) реализация законопроекта приведет к нарушению существующего баланса (и русский, и родные языки изучаются в инвариантной (обязательной) части учебных планов), к постепенному уменьшению, а впоследствии и выхолащиванию изучаемых в школе родных языков. За этим неизбежно последует утрата кадрового потенциала системы обучения родным языкам, что восстановить будет уже сложно или даже невозможно.
В Российской Федерации законодательно определено многоязычие и равенство языков, их сохранение и развитие государством
(п.1 ст.3 Конституции РФ, ст.2 Закона РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"). В то же время обязательным к изучению в школе по законопроекту остается только русский язык как государственный язык Российской Федерации. Остальные родные языки попадают в категорию необязательных, даже если они являются государственными в республиках в составе РФ.
При этом остается обязательным изучение 2-х иностранных языков в общеобразовательной школе. Таким образом, возникает парадокс, когда языки народов РФ становятся необязательными для изучения в школе, а языки иных народов – иностранных государств – обязательными.
Учитывая вышеизложенное, нельзя допустить принятия данного законопроекта, внесенного в Государственную Думу.

Практический результат

Сохранятся дествующие сегодня законодательные нормы, регулирующие вопросы в языковой сфере.

Решение

Снять с рассмотрения (не допустить принятия) данного опасного для многонациональной страны законопроекта, который может привести к напряженности в языковой и национальной сфере.

К началу списка инициатив