Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
42Ф43082
Уровень инициативы:
Федеральный

Адекватное возмещение вреда при наступлении несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний

Возмещение вреда при наступлении несчастного случая на производстве и при получении профессионального заболевания на производстве должно быть адекватным, то есть компенсировать полностью финансовые потери застрахованного работника, вызванные снижением трудоспособности в результате несчастного случая либо установлении диагноза профессионального заболевания, для чего необходимо установить факт несчастного случая и/или получения профессионального заболевания, определить размер и виды страхового обеспечения.
Действующая в России система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не позволяет полностью обеспечивать надежную и необходимую защиту застрахованным работникам.
Это выражается в том числе, в неправильном (неадекватном) определении размера ежемесячных страховых выплат, в случаях когда страховой случай произошел более одного года назад с применением механизма индексации (законодательно не ограничен срок обращения за выплатой страхового обеспечения и выплаты назначаются и выплачиваются за весь период, за который установлена профессиональная утрата трудоспособности. Но по случаям произошедшим более трех лет назад, страховое обеспечение назначается и выплачивается за срок три года, предшествующие обращению за назначением страхового обеспечения).
Для расчета страхового обеспечения, в качестве базы для расчета, берется ежемесячная заработная плата до наступления несчастного случая. Вот здесь - то и кроется проблема. Например, страховой случай произошел в 1967 году.
Практический пример проблемы
Среднемесячная зарплата пострадавшего на производстве составила 100 руб. Справочно: средняя зарплата в СССР в том же 1967 году, составила 102,50 руб. Процент утраты профессиональной трудоспособности 70%. Так вот, с применением индексаций, например в 2018 году, ежемесячные страховые выплаты составили чуть больше 1 000 руб. - это пример неадекватного размера.
Второй пример
Тот же самый случай, но ежемесячное обеспечение назначили, взяв в качестве базы - величину трудоспособного населения в целом по РФ (п.5 ст.12 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 в редакциях до 2015 года). В этом случае обеспечение бы составило 6 900 руб.
Конечно, 6 900 руб. в месяц, больше чем 1 000 руб. в месяц, но в любом случае - оба этих размера адекватными за 70% утраты профессиональной трудоспособности назвать нельзя, так как на сегодняшний день (в июне 2018 года), средняя зарплата в РФ составляет около 39 000 руб. в мес.
Кроме того, в 2015 году взяли и убрали "...не менее величины трудоспособного населения в целом по РФ" (п.5 ст.12 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998).

Практический результат

Например, 100 руб./102,5 = 0,9756, далее, средняя заработная плата по РФ на момент (в 2018 году) обращения за выплатами 39 000 руб., тогда 39 000*0,9756=38048,40 руб. - размер осовремененной заработной платы пострадавшего. Далее 38048,40*0,7=26633,88 руб. - размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшего.
Модернизируем задачу.
За обеспечением пострадавший обратился в 2005 году. Среднемесячная заработная плата по РФ - 14 000 руб. 14 000 руб.*0,9756=13658,4 руб. - осовремененный размер средней зарплаты пострадавшего, 13658,4*0,7=9560,88 руб. - размер ежемесячной страховой выплаты. После индексаций (п.11 ст.12 закона № 125-ФЗ) - размер ежемесячной страховой выплаты в 2018 году составит ориентировочно около 20 000 руб.

Решение

1. Внести изменения в п.10 ст.12 закона № 125-ФЗ, изменив коэффициенты индексации, таким образом, чтобы на момент обращения пострадавшего за выплатами, осовремененный размер заработной платы равнялся бы, средней заработной плате по той же специальности в среднем по РФ, либо при невозможности определить среднюю современную зарплату по причинам отсутствия сведений (отсутствует профессия, отсутствует соответствующий разряд и т.д.) определить в качестве базы для начисления возмещения: отношение среднемесячной заработной платы пострадавшего к среднемесячной заработной плате по стране на момент несчастного случая, далее полученный коэффициент умножить на средний размер заработной платы по РФ к моменту обращения за выплатами.
2. Дополнить п.10 ст.12 закона № 125-ФЗ текстом "Назначенные ранее, ежемесячные страховые выплаты подлежат перерасчету, в случае, если после перерасчета, сумма ежемесячных страховых выплат, в соответствии с данными изменениями увеличивается".
3. Вернуть пункт 5 статьи 12 закона № 125-ФЗ к редакции "Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.".

К началу списка инициатив