1. Действующим законодательством закреплены принципы автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Минобрнауки РФ (теперь Минпросвящения) разрабатывает примерные программы и учебные планы. Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Несмотря на действие Федерального государственного образовательного стандарта, в образовательных учреждениях Российской Федерации, особенно в начальной школе, применяются различные образовательные программы (более 10), зачастую отличающиеся друг от друга значительно.
В результате при переходе детей из начальной школы в среднюю, а также при необходимости перехода в другое образовательное учреждение наблюдается различный уровень подготовки детей.
Также значительно отличаются друг от друга учебные пособия, используемые в учебном процессе. Приказом Минобрнауки России (№ 253 от 31.03.2014 года) установлен федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. В перечень входят от 5 до 18 учебников разных авторов по каждому предмету, а их содержание существенно отличается.
2. Большой проблемой остается обеспеченность учеников школ учебниками, например, в Забайкальском крае часть родителей периодически сами покупают учебники своему ребенку при переходе в следующий класс.
3. Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Условия организации образовательного процесса должны соответствовать предъявляемым требованиям. Однако, в вопросе питания детей в школах отмечаются проблемы.
По оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным Минздравсоцразвития России более половины детей школьного возраста (53%) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Во многом такому результату способствует разный подход организации питания в образовательных учреждениях.
Приказом Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11.03.2012 г. утверждены методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, но при это питание в образовательных учреждениях вызывает много вопросов. Например, встречаются школы где бесплатное питание для всех, и школы где платное питание для всех за исключения льготников.
Часто встречаются случаи, когда в буфете столовой школы продают продукты, наносящие ребенку вред при избыточном употреблении, например, чипсы, кириешки, сладкие газированные напитки и т.д.
4. Трудовое воспитание в советской школе включало в себя систематическое участие школьников в общественно полезном, производительном труде, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, состояния здоровья и при наличии необходимых условий завершалось овладением одной из массовых профессий.
Целесообразно пересмотреть отношение государства к вопросу воспитания детей посредством привлечения их к общественно полезному, производительному труду.
Практический результат
Единый уровень подготовки детей, находящихся на одном уровне образовательного процесса.
Повышение уровня образования на всей территории РФ.
Сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей.
Воспитание трудовых навыков будет способствовать сокращению среди молодёжи позиции потребительского отношения к семье, обществу и стране.