Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
32Ф47925
Уровень инициативы:
Федеральный

О внесении изменений в Правила ухода за лесами в части уточнения лиц, осуществляющих отвод участков для проведения рубок ухода (осветлений, прочисток)

В соответствии с Правилами ухода за лесами, утвержденными Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626:
"91. Для проведения мероприятий по уходу за лесами, не предусматривающих рубки лесных насаждений, а также рубки осветления и рубки прочистки осуществляется отвод участка, включающий следующие этапы:
а) обозначение визиров...;
б) установка столба на углу участка...;
в) промер граничных линий...
92. При рубках осветления и рубках прочистки должны закладываться одна или несколько пробных площадей квадратной или ленточной формы в характерных местах участков проведения ухода, служащих эталоном для проведения ухода на всем участке. Величина пробных площадей должна составлять от 3 до 5% площади участка проведения ухода в зависимости от однородности насаждения, но не менее 0,2 га каждая. Древесина, вырубленная на пробных площадях, должна учитываться в складочных мерах и переводиться в плотные меры на всю площадь участка."
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст) Отвод лесосек для проведения мероприятий по уходу за лесами и рубки ухода за лесом (осветление, прочистки) имеет код 02.40.10.119 Услуги, связанные с лесоводством, прочие, не включенные в другие группировки. Таким образом, данное мероприятие должно производиться в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Во многих регионах страны отвод участков (отграничение, установка столбов а также рубка деревьев на эталонной площади, укладка в кучи для определения объема и интенсивности изреживания на всем участке) производится силами должностных лиц лесничеств, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), тем самым органы исполнительной власти субъектов РФ, которым Лесным кодексом переданы полномочия по управлению лесами, экономя средства, принуждают сотрудников лесничеств самостоятельно брать в руки соответствующее оборудование (бензопилы, кусторезы и т.п.) и вместо мероприятий по лесному и пожарному надзору, осуществлять мероприятия по рубкам ухода за лесом в молодняках на эталонных площадях (бесплатно). Отвод участков под рубки ухода за лесом в молодняках (осветления, прочистки) в соответствии с 44-ФЗ должен производиться малым и средним бизнесом, у которых в штате сотрудников имеются квалифицированные специалисты.
В других регионах страны пробные площади в нарушение норм и правил закладываются сотрудниками лесничеств "условно" или "на глаз" и полностью оформляются в соответствии с нормами лишь при непосредственном проведении на них рубок ухода подрядчиком. Таким образом, подрядчик, при выполнении работ не может руководствоваться эталонной площадью, ввиду ее отсутствия, и производит отбор деревьев в рубку на свой страх и риск, а при проверке и приемке выполненных таким образом работ возникает коррупционная составляющая.
Таким образом оба распространенных варианта противоречат действующему законодательству и имеют коррупционную составляющую.
В идеале сотрудники лесного надзора должны лишь комиссионно проверять заложенные подрядчиком пробные площади на соответствие действующему законодательству и нормативным актам, а также производить расчет объема рубки для составления проекта рубок ухода (осветлений и прочисток) для последующего размещения участков целиком (за исключением пробных площадей) на закупочных площадках. В дальнейшем при приемке выполненных подрядчиком рубок ухода на всей площади участка (за исключением пробных площадей) сотрудники лесничества комиссионно проверяют на соответствие работ по рубкам ухода (осветления, прочистки) выполненным ранее работам на эталонной пробной площади.

Практический результат

- устранение "пробела" в законодательстве, в соответствии с которым, в действующих Правилах, лица, которые производят отвод лесных участков, указано размыто и неоднозначно;
- исключение коррупционной составляющей при отводе участков для проведения мероприятий по уходу за лесами, не предусматривающих рубки лесных насаждений, а также рубки осветления и рубки прочистки;
- повышение качества выполненных работ по рубкам ухода за лесом (осветления, прочистки) как следствие заранее качественно заложенных эталонных пробных площадей;
- вовлечение малого и среднего бизнеса не только в полноценные работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, но и к подготовительным работам, в частности к отводу лесных участков под лесовосстановительные мероприятия;
- поддержка малого бизнеса - многие бизнесмены не имеют возможности нанимать большое количество рабочих для выполнения все более возрастающего объема мероприятий; отвод лесных участков под рубки ухода не требует привлечение большого числа рабочих для для их выполнения, но позволит дать стимул малому бизнесу развиваться и давать практический опыт своим рабочим, чтобы в дальнейшем участвовать в закупках работ по полноценным рубкам ухода в более крупных объемах.

Решение

Внести изменения в Правила ухода за лесами, утвержденные Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года № 626 путем:
включения дополнительного пункта:
Отвод участка для проведения мероприятий по уходу за лесами, не предусматривающих рубки лесных насаждений, а также рубки осветления и рубки прочистки осуществляется:
- лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82-84 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К началу списка инициатив