Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
63Ф48678
Уровень инициативы:
Федеральный

Явное закрепление в 273-ФЗ свободы выбора системы внутреннего учёта (электронного дневника) образовательным учреждением и выработка необходимых технических регламентов для таких систем для обеспечения возможности такой замены

Явное закрепление в 273-ФЗ свободы выбора системы внутреннего учёта (электронного дневника) образовательным учреждением и выработка необходимых технических регламентов для таких систем для обеспечения возможности такой замены.
Статья 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - 273 ФЗ) декларирует автономию образовательной организации относительно выбора средств реализации своих функций.
Это вытекает из ст.1 и ст.2, а также пунктов 10 и 12 ст.3 273 ФЗ. Тем не менее явного указания на то, что образовательная организация может сама выбирать систему внутреннего учёта в законе нет.
В силу этой причины, а также в силу отсутствия у систем, представленных на российском рынке, реализующих обозначенную выше функцию, документированных модулей интеграции с системами вышестоящих организаций(систем, автоматизирующих учет на уровне управления образованием и выше) такие системы закупаются и внедряются на региональном уровне. Эта ситуация лишает образовательную организацию свободы выбора системы внутреннего учёта. По факту образовательные организации вынуждены исиспользовать ту систему, которая выбрана и внедрена на уровне региона.
На данный момент на российском рынке таких систем имеется по меньшей мере три крупных производителя таких систем: компания ИрТех (система NetSchool), компания "Веб-мост"(система "ЭлЖур"), комания "Дневник.ру"(система "Дневник.ру"). Данные системы предоставляют часть своих функций (функции внутреннего учёта и электронного дневника) для образовательных организаций, часть для органов управления образованием (аналитика). Электронный дневник, как отдельную услугу тоже можно было бы выделить как самостоятельную функцию. Каждая из этих компаний по-разному подходит к решению поставленной перед их системой проблемы.
Проблема же заключается в том, что на данный момент не существует какого-либо официального регламента, как система, выбранная образовательной организацией для использования в образовательном учреждении, могла бы интегрироваться с системой, используемой органами управления образованием.

Практический результат

Таким образом цель данной инициативы - создание законодательных и технических условий для безболезненной замены одной системы внутреннего учёта на другую в рамках отдельновзятой образовательной организации.
Такие изменения в законодательства могли бы способствовать:
1) Развитию свободной конкуренции на рынке информационных систем для образовательных организаций.
2) Реализацию 273-ФЗ в отношении с декларируемой автономии образовательной организации.
3) Повышению качества образовательных услуг.
4) Развитие самих систем, предназначенных для использования в образовательных организациях.
В дальнейшем совершенствования механизма таких интеграционных модулей возможна реализация такой информационной архитектуры, когда учреждения смогут собирать подобно конструктору свою информационную инфраструктуру (реализация принципа модульности). К примеру образовательная организация могла бы воспрользоваться модулем "Электронный дневник" одной организации, "Электронный журнал и внутренний учёт" - другой, модулем "Аналитика" - третьей, модулем "Тестирование и обучение(образовательный контент) - четвёртой и т.д. Но это в перспективе. В будущем возможна автоматизированная интеграция с такими системами как ФИС ФРДО, Контингент и т.п. При этом такой выбор и замены систем образовательная организация могла бы делать независимо от того, какие системы используют вышестоящие организации.
На первом этапе задачу предлагается поставить уже - закрепить законодательные требования к наличию и содержанию инеграционной "прослойки" образовательной прослойки между системой образовательной организации и автоматизированной системой органов управления образованием.
Ответственность за контроль таких регламентов могло бы взять на себя Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Решение

Предлагается реализовать такой регламент в качестве подзаконного акта. Такой регламент мог бы фиксировать стандарт, которому должны соответствовать интеграционные модули автоматизированных систем, работающих в области информатизации образования аналогично тому, как это сделано в случае с моделью ETOM для систем, автоматизирующих работу телеком операторов.
Также эти требования могли бы описывать процесс миграции данных из одной системы в другую при их замене.

К началу списка инициатив