Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф48769
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить право руководителя госучреждения формировать штатное расписание и размер окладов и зарплат

Сейчас по закону штатное расписание формирует руководитель государственного или муниципального учреждения. При этом согласование штатного расписания с каким бы то ни было органом не требуется (Законодательные нормы об этом перечислены, например, в статье «Правовая основа формирования штатных расписаний государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения»// «Здравоохранение», 2015, № 10).
Это привело к практике увольнения по сокращению численности сотрудников любого неугодного работника, и вообще любого сотрудника.
Базовые должностные оклады сейчас назначают не федеральные, а региональные власти. Их цифры поразят любого здравомыслящего человека своими малыми размерами, например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года № 544 (с изменениями на 16 августа 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7000 рублей.
Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти постоянно повышают зарплату себе (за счет «не использованных … остатков средств»). Например, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года № 136-ОЗ (с изменениями на 07.05.2018) предписывается: «Статья 6, п.1. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):…6) ежемесячного денежного поощрения - в размере 30 должностных окладов…».
Конкретные оклады по закону не должны быть ниже базовых. На практике их тоже руководитель бюджетного учреждения назначает самостоятельно (по закону это должен делать трудовой коллектив, но на практике это не работает, сопротивляющиеся позиции администрации работники подводятся под увольнение). На практике назначают что угодно под конкретных людей, и никто это не проверяет. Например, в московской школе ГБОУ "Технологии обучения" актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб. и водителя - 46 800 руб. (для занятия данных должностях высшее образование не требуется) выше оклада тьютора 33 336 руб. (работника с высшим педагогическим образованием). Оклад водителя в полтора раза выше оклада электрика и т.п. Все это совершенно не соотносится с Квалификационным справочником, но кто это контролирует? Кстати, в этом же документе отражена должность «Педагог-организатор». Это сейчас распространенная повсеместно должность завуча, позволяющая учитывать его зарплату не как зарплату административного работника, а как зарплату педагога, учителя (и подобных уловок, позволяющих показывать высокую «среднюю» зарплату учителя, немало).
Сокращение десятков сотрудников и возложение их обязанностей на оставшихся практически за ту же зарплату (а иногда и меньшую) распространены повсеместно. Пример - фрагмент выступления руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области на сессии Законодательного собрания Иркутской области 16 декабря 2016 года: "...произошло сокращение должностей помощников воспитателей с ежемесячной зарплатой в 18 тыс. рублей на санитарок, получающих в месяц 6–8 тыс. рублей. Работа – одна и та же абсолютно – это утверждают сотни до-прошенных работников этих категорий. Только нагрузка разная – на 32 ребенка было 111 штатных единиц персонала, затем на 60 детей – 125 единиц потом на 102 ребенка – 137 единиц. То есть при увеличении количества находящихся детей в 3 с лишним раза штат был увеличен на 24%. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2-3 раза. При этом, заметьте, количество врачей вообще не увеличилось – на 102 ребенка 1 педиатр".
Кроме того, директор заинтересован в сокращении сотрудников еще и потому, что сэкономленное на их зарплате поступает по закону в стимулирующую часть Фонда оплаты труда. Например, согласно п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 № 932-ПП: «Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии". Для других регионов аналогичные законы. А выплаты из Стимулирующего фонда - в полном распоряжении руководителя, они регулируются только его совестью, их можно выплачивать "приближенным". Большинству же сотрудников руководитель может вообще не платить стимулирующие: согласно Определению Верховного суда от 27.11.17 г. № 69-КГ17-22, «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя».
Бюджетные работодатели освоили сейчас и практику перевода сотрудников на 0,5, 0,3 и даже 0,1 ставки, что позволяет платить зарплату ниже МРОТ.
Введенная около 10 лет назад Новая система оплаты труда (НСОТ) позволяет, через стимулирующие выплаты, платить работникам одной должности и одной нагрузки зарплату с разницей в разы. Об этом, например, высказалась министр образования и науки: "Руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".
Размер Стимулирующего фонда призвано законом увеличивать (например, для Москвы это п.4 Постановления Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП): «Считать приоритетной задачей формирование стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы в размере не менее 30 процентов от фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы.». То есть размер стимулирующего фонда может быть законно 99 процентов в структуре итогового (выплаченного) фонда оплаты труда организации.
По закону зарплаты должны устанавливаться с учетом Рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.Однако все администраторы овладели информацией, что Рекомендации с юридической точки зрения носят именно рекомендательный характер, их выполнять совершенно не обязательно; если Положение об оплате труда учреждения не соответствует Рекомендациям, оно все равно законно. Оспорить его в суде невозможно. То есть по сути, можно принимать «решением коллектива» что угодно.
Итак, руководитель понял, что по закону он может перераспределять сэкономленные бюджетные средства в зарплату отдельных сотрудников учреждения, и начал всемерно «экономить» - оптимизировать. Так, Постановлением от 18 декабря 2014 года № 2407 Законодательного собрания Челябинской области (с изменениями на 28.09.2017 г.) предписывается: «…8. При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности, учитываются средства, направляемые для выплаты ежемесячного денежного вознаграждения и дополнительных выплат в расчете на год, в следующих размерах:
1) ежемесячное денежное поощрение - 24 должностных оклада;
2) ежеквартальное денежное поощрение - четыре должностных оклада;
3) премия за выполнение особо важных и сложных заданий - тринадцать денежных вознаграждений».

Практический результат

Ликвидация "уникального явления нашей страны", по словам Ольги Голодец, - "бедности работающих" без социальных взрывов и капиталовложений, только за счет изменения законов.
Стабилизация социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

Дополнительные материалы

Решение

Вернуть функцию назначения базовых должностных окладов центральным, а не региональным органам. Принять закон, согласно которому оклад (гарантированная часть оплаты труда) должен составлять не менее 90 процентов в структуре зарплатных выплат работникам. Ликвидировать НСОТ.
Вернуть регулирование зарплат именно на федеральном уровне: установление оклада за ставку работы государственными федеральными органами, а не органом местного самоуправления (на практике - директором).
Отменить право руководителя формировать штатное расписание. Обязать его возвращать деньги, выделенные на зарплату работника в федеральный бюджет в том случае, если штатная единица к концу года не заполнена. Это мотивирует руководителя принимать работников на работу, а не увольнять, как сейчас.
Ликвидировать региональные законы, по которым все сэкономленные, то есть не потраченные по назначению бюджетные средства, переходят в стимулирующий фонд данного предприятия (на практике - "приближенным" сотрудникам в зарплату).
Отменить введенную в 2010 году систему финансирования ГБУ (часть 17 ст .30 83‑ФЗ от 08.05.2010), по которой практически все деньги, выделенные бюджетному учреждению, остаются у него, вне зависимости от того, сколько из них не потрачено целевым образом ("сэкономлено"). Этот закон на практике превратил бюджеты в "кормления" руководителей, породил всеобщую "экономию" и "оптимизацию". "Оптимизация" - такого термина нет ни в одном правительственном документе. Но на практике ее масштабная реализация обязана своим возникновением именно указанному закону - части 17 ст .30 83‑ФЗ от 08.05.2010 - мотивировавшему руководителей-бюджетников на "экономию", которая затем переходит в премии тех сотрудников, которых руководитель впишет в приказ на основании норм собственной морали.

К началу списка инициатив