Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф49398
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости принятия федерального закона, приостанавливающего введение лицензий на приобретение антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность

Существует необходимость внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о приостановлении действия ФЗ от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ в части введения лицензирования приобретения антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, до законодательного решения вопросов об отмене лицензирования конкретных видов оружия, имеющих культурную ценность, об установлении точных экспертных критериев отнесения культурных ценностей к оружию, не требующих проведения разрушающих их экспертиз, либо об исключении всех культурных ценностей из перечня видов оружия, а также о декриминализации незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность. Данные изменения необходимы, поскольку целями принятия данного ФЗ являлись исполнение Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014г. N 18-П путем окончательного законодательного оформления декриминализации им незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, и либерализация правил оборота антикварного и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, для уменьшения негативного правового воздействия на его владельцев и обеспечения соблюдения их конституционных прав, но принятый закон только усиливает давление на владельцев данного оружия и не вносит в УК РФ изменения, декриминализирующие незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность. Принятый ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность) вступил в силу с 1 января 2018 года, при этом в данном ФЗ не указаны конкретные сроки получения лицензий на коллекционирование оружия гражданами, хранящими оружие, имеющее культурную ценность, либо копии или реплики антикварного оружия, до истечения которых должно быть запрещено привлечение указанных граждан к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия или признание хранения незаконным и привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконное хранение огнестрельного оружия. ФЗ вводится обязанность владельцев антикварного оружия, его копий и реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, получать лицензии на коллекционирование оружия для их приобретения и хранения. При этом не вводится обязанность регистрации оружия, имеющего культурную ценность. Не введено и не планируется введение лицензирования приобретения огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного в ст. 1 ФЗ Об оружии к антикварному, что нелогично, учитывая отнесение к данному оружию только огнестрельного оружия, предназначенного для использования унитарных патронов (патронов, содержащих капсюль в гильзе), которые могут быть снаряжены как черным, так и бездымным порохом. ФЗ вводится запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов, осушествления выстрела и в иных целях, не связанных с его хранением, коллекционированием или экспонированием, если создается угроза его повреждения или уничтожения. Поэтому запрет на стрельбу из антикварного оружия и иного оружия, имеющего культурную ценность, либо иное использование данного оружия для поражения цели полностью исключит возможность законного использования оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия. При этом ФЗ не вводится запрет на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, необходимых для его отнесения к оружию, но способных его повредить. Само оружие, имеющее культурную ценность, остается в перечне видов оружия, что нелогично, учитывая наличие запрета на его использование для поражения цели и отсутствие ограничений, установленных на оборот оружия, имеющего культурную ценность, в отношении оборота предметов, имеющих культурную ценность, но не являющихся оружием, к которым могут быть отнесены и предметы, являвшиеся оружием в прошлом, и многие из которых могут использоваться для поражения цели с такими же рисками причинения вреда здоровью или смерти человеку либо повреждения ценного предмета, с какими может быть использовано с данной целью такое оружие. В ФЗ отсутствует точное определение оружия, имеющего культурную ценность, указывающее конкретные виды оружия, которые могут быть к нему отнесены и критерии их отличия от стандартного современного оружия, и определение холодного оружия, имеющего культурную ценность, указывающее конкретные его виды и критерии их отличия от иного холодного оружия. ФЗ N 391-ФЗ не только ограничивает приобретение всех видов антикварного оружия и большей части видов оружия, имеющего культурную ценность, его лицензированием, но и не вносит никаких изменений в нормы УК и КоАП РФ об ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота. Это полностью противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П, поскольку из ч. 4 ст. 222 УК РФ, признанной частично несоответствующей Конституции РФ, не исключена ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, а в КоАП РФ не установлена ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, соответствующая степени опасности данного оружия и обеспечивающая правовую охрану культурных ценностей. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П остается неисполненным в нарушение ФКЗ О Конституционном Суде и ст. 1 УК РФ, поскольку признание постановлением Конституционного Суда нормы закона частично или полностью несоответствующей Конституции РФ требует внесения законодателем изменений данную норму, а изменения в УК РФ вносятся только федеральными законами, подлежащими включению в УК РФ. ФЗ не учтено как отсутствие в КоАП РФ специальной ответственности за незаконные действия с оружием, имеющим культурную ценность, так и возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконный сбыт метательного оружия, имеющего культурную ценность, а также за незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности (копий или реплик антикварного холодного оружия и других видов холодного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии), поскольку данные деяния не декриминализировались федеральными законами и постановления Конституционного Суда по нормам о них не выносились. Уголовная ответственность установлена за незаконный оборот любого короткоствольного огнестрельного оружия и огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ), незаконные сбыт и изготовление холодного и метательного оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), незаконные сбыт, ремонт, переделку и изготовление гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (ч. 4 ст. 222 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение правил ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров (нормы главы 16 КоАП РФ), незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (ст. 14.2 КоАП РФ), нарушение правил хранения и ношения, а также ряда других правил оборота оружия и патронов к нему (ч. 1 – 5 ст. 20.8 и ч. 2 и 3 ст. 20.12 КоАП РФ), незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (включая его незаконную продажу физическими и юридическими лицами), предусмотренный в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм (ст. 20.10 КоАП РФ), а также за стрельбу из оружия в неотведенных для этого местах или в отведенных местах, но в нарушение установленных правил (ст. 20.13 КоАП РФ). Для владельцев оружия, приобретаемого по лицензии, предусмотрено альтернативное наказание в виде лишения права на приобретение и хранение оружия за нарушение правил хранения и ношения оружия (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ) и ряд других нарушений правил его оборота, которое может быть назначено судом даже в том случае, если административное правонарушение совершено впервые. Данное наказание исполняется путем аннулирования лицензии или разрешения на оружие. Наказание в виде конфискации оружия предусмотрено за нарушение правил ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров (нормы главы 16 КоАП РФ), незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (ст. 14.2 КоАП РФ), незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, предусмотренный в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм (ст. 20.10 КоАП РФ), а также за стрельбу из оружия в нарушение установленных правил (ст. 20.13 КоАП РФ). При этом наказание в виде конфискации оружия может быть назначено и владельцу оружия, приобретаемого без лицензии. Введение наказания в виде конфискации оружия за нарушение правил его коллекционирования, планировавшееся в законопроекте № 691842-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность», в настоящее время планируется только в проекте нового КоАП РФ. Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ), поэтому лицо, осужденное за незаконный оборот оружия или неоднократно нарушившее правила оборота оружия и привлекавшееся к административной ответственности за каждое из нарушений, не имеет право на получение лицензии, а выданные лицензии или разрешения аннулируются. Порядок получения лицензии на коллекционирование оружия является таким же усложненным, как и порядок получения иной лицензии на оружие, поскольку для ее получения необходимо предоставление стандартного перечня документов об отсутствии медицинских и других противопоказаний к владению оружием (медицинские справки, справки о наличии условий для безопасного хранения оружия (специального сейфа или ящика) квитанция об оплате госпошлины (2000 рублей) и т.п.), при этом наличие любого из противопоказаний влечет отказ в выдаче лицензии или аннулирование выданной лицензии. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему не содержат обязанности хранения в сейфе оружия, имещего культурную ценность, поскольку данная обязанность не является случаем, прямо предусмотренным для оружия, имеющего культурную ценность, но справка о наличии места для безопасного хранения оружия является обязательной для получения лицензии на коллекционирование оружия, а данные Правила оборота оружия являются подзаконным актом, в который могут быть внесены изменения, обязывающие хранить в сейфе такое оружие. Учитывая вышеизложенное, порядок получения лицензии на коллекционирование оружия является излишне строгим для приобретения видов оружия, представляющих небольшую степень опасности, видов оружия, которые запрещено или затруднительно использовать в качестве оружия, и холодного оружия, не более опасного, чем обычные бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, но очень часто являющиеся орудиям насильственных преступлений, оборот которых невозможно ограничить лицензированием их приобретения и хранения либо обязанностью их хранения в сейфе по причинам их необходимости в быту и возложения излишних финансовых расходов на граждан или бюджет государства, требуемого для соблюдения подобных ограничений их оборота. После вступления в силу данного ФЗ порядок приобретения и хранения в РФ холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, стал более строгим, чем в значительном числе стран мира, в которых многие или все виды холодного оружия могут быть свободно приобретены и для приобретения антикварного оружия не требуется получения лицензии или достаточно получения лицензии, выдаваемой без строгих ограничений. Таким образом, вступление в силу данного ФЗ может повлечь массовое привлечение к административной и уголовной ответственности граждан, имеющих или приобретающих оружие, имеющее культурную ценность, а также изъятие у них данного оружия до получения лицензии или его отчуждения и его конфискацию по решению суда в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Могут стать более распространенными и случаи незаконного безвозмездного изъятия такого оружия должностными лицами либо его выбрасывания или повреждения владельцами, опасающимися привлечения к ответственности за незаконное владение оружием. Могут быть более распространены и случаи хищения либо вымогательства оружия, имеющего культурную ценность, как у владельцев, получивших лицензии, так и у других его владельцев, поскольку получение лицензии на приобретение оружия дает уполномоченным должностным лицам и лицам, с которыми владелец оружия общается по месту жительства, информацию о том, что гражданин владеет ценным оружием. Данные обстоятельства усиливают угрозу возникновения случаев шантажа владельца оружия, применения к нему насилия, совершения хищения оружия различными способами, а также провокации должностными лицами нарушений правил оборота оружия и незаконного изъятия оружия. На практике, достаточно часто встречаются случаи, когда нарушение правил хранения оружия вменяется в вину владельцу, извлекшему оружие из сейфа для его демонстрации уполномоченным лицам, при этом для того, чтобы показать оружие проверяющим необходимо открыть сейф и извлечь его из сейфа. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему содержат обязанность уполномоченных должностных лиц проверять условия хранения только зарегистрированного ими оружия, но ответственность за нарушение правил хранения оружия возможна при любом их выявлении уполномоченными должностными лицами, поэтому наличие лицензии на коллекционирование оружия или разрешения на хранение оружия, зарегистрированного в упономоченном органе, создают условия для проведения проверки и выявления данных нарушений. При этом не исключено введение обязанности проверять условия хранения любого оружия, приобретаемого по лицензии, либо регистрации антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, путем внесения изменений данные Правила оборота оружия. Владелец ценного оружия, хранящий его незаконно, может стать потерпевшим от вымогательства или хищения оружия либо его незаконного безвозмездного изъятия со стороны лиц, знающих о наличии у него ценного оружия и полагающих, что он не заявит на них в уполномоченные органы, опасаясь ответственности за незаконное хранение оружия (в особенности, если владелец оружия не знает положений законодательства об обороте оружия или имеет противопоказания к получению лицензии на приобретение оружия), и должностных лиц, использующих его незнание законодательства, стесненное положение, опасение привлечения к ответственности или назначения строгого наказания либо наличие у него противопоказаний к получению лицензии на приобретение оружия. Учитывая данные обстоятельства, введение лицензирования приобретения и хранения оружия должно быть крайней мерой, применяемой только в отношении владельцев распространенных видов оружия высокой степени опасности, оборот которых невозможно ограничить менее строгими мерами, в особенности, тех его видов, оборот которых часто строго ограничивался и строго ограничен законодательством многих стран мира и международными договорами. При этом для ограничения использования огнестрельного оружия достаточно ограничения приобретения и хранения патронов к нему и пороха.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупционность норм законодательства РФ об обороте оружия и противоправных деяниях, совершаемых при обороте различных видов оружия, упорядочивание правовых норм об обороте оружия, имеющего культурную ценность, и обеспечение сохранения видов такого оружия как культурных ценностей.

Решение

Необходима отмена всех ограничений на оборот оружия, имеющего культурную ценность, как оружия, при этом целесообразно исключение холодного и иного наименее опасного оружия, имеющего культурную ценность, либо всех видов оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия. Необходимо введение точного определения оружия, имеющего культурную ценность, учитывая отсутствие в ФЗ N 391-ФЗ правил приобретения и совершения многих других действий по обороту наиболее опасных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и введение им лицензирования приобретения всех видов холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом допустимо введение в ФЗ Об оружии права на свободное приобретение всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или отмена всех ограничений на его оборот как оружия, учитывая наличие запрета на продажу патронов к огнестрельному оружию, имеющему культурную ценность, и оружию, приобретаемому по лицензии, а также пороха лицам, не имеющим соответствующих разрешений на конкретные виды оружия, и уголовной ответственности за повреждение культурных ценностей или покушение на него, а также не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, при обращении с ним или его использовании в качестве оружия, и распространение в свободном обороте ряда видов пневматического оружия и конструктивно сходных с метательным оружием изделий, способных причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку. Учитывая положения ст. 2, 19, 35 и 55 Конституции РФ и принципы демократического и правового государства, необходимо внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о приостановлении действия ФЗ от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ в части введения лицензирования приобретения антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, до законодательного решения вопросов об отмене лицензирования конкретных видов оружия, имеющих культурную ценность, об установлении точных экспертных критериев отнесения культурных ценностей к оружию, не требующих проведения разрушающих их экспертиз, либо об исключении всех культурных ценностей из перечня видов оружия, а также о декриминализации незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность.

К началу списка инициатив