Общий объем закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ в 2017 году составил 34 трлн. рублей или 37% ВВП. По оценке международных организаций (МВФ или АССА) объем теневой экономики в РФ составляет 34-39% ВВП, по данным Росстата - 15-16% (что также является высоким показателем). Следовательно, можно утверждать, что значительная часть контрактов в сфере закупок выполняется прямо или косвенно за счет теневого оборота. Таким образом, государство в некоторой степени стимулирует теневой сектор, с которым одновременно борется.
Закрепленный в 44-ФЗ принцип конкуренции в реальности сводится к принципу минимальной цены. При участии в закупках бизнес стремиться обеспечить конкурентное преимущество за счет снижения расходов, в том числе и не в последнюю очередь используя незаконные схемы оптимизации налогообложения. Если опустить корыстные мотивы, многие организации вынуждены применять сомнительные схемы оптимизации, дабы не оказаться в менее выгодном положении в сравнении с конкурентами, которые сознательно и специально используют подобные схемы.
Также теневой оборот негативно влияет на качество товаров (работ/услуг). Так как теневой бизнес утрачивает ответственность за свой результат. С другой стороны, для предприятий, не применяющих «серых» схем и уплачивающих налоги в ощутимых объемах, как правило, характерны: производственная и социальная ответственность, профессиональная организованность, эффективность, финансовая устойчивость; что в конечном счете положительно сказывается на качестве их товаров (работ/услуг).
Суть моего предложения заключается в создании привилегий и благоприятной среды для добросовестных налогоплательщиков на участке рынка, который наиболее подвластен государственному регулированию - в сфере закупок.
Практический результат
Результат для бизнеса:
1. Обеспечение добросовестной конкуренции в сфере закупок.
Результат для государства:
2. Увеличение налоговых поступлений за счет снижения теневого оборота, а также за счет увеличения бизнеса добросовестных налогоплательщиков в результате полученной привилегии. Без увеличения налоговой нагрузки как таковой. Данный результат можно получить практически мгновенно, с момента анонсирования и задолго до фактического запуска.
Дополнительные результаты:
3. Повышение качества товаров/работ/услуг, приобретаемых государственными заказчиками.
4. Стимулирование официальной заработной платы.
5. Снижение коррупционной составляющей в сфере закупок.
6. Рост ВВП.