Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф50624
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости упорядочивания и снижения минимальных возрастов для приобретения оружия

Существует необходимость упорядочивания и снижения минимальных возрастов, дающих право на приобретение гражданского оружия, приобретаемого как по лицензии, так и без лицензии, согласно ст.13 ФЗ Об оружии, и установления перечня случаев, когда лицензия на приобретение оружия может быть выдана гражданину, не достигшему возраста 18 лет, поскольку, согласно ст.13 ФЗ Об оружии, право на приобретение многих видов гражданского оружия, имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, но возраст, по достижении которого граждане РФ могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Таким образом, большинство видов гражданского оружия, могут приобретать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, а охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье холодное клинковое оружие, а также антикварное оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, могут приобретать граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, проживающие в субъектах РФ, установивших такое возрастное ограничение для приобретения данных видов оружия, что противоречит ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ, т.к. нарушает принцип равенства граждан перед законом и судом.
В силу ст.13 ФЗ Об оружии граждане, имеющие разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, но не достигшие возраста 18 лет, не могут приобретать виды гражданского оружия, приобретаемые без лицензии или специальных документов для охотников (охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия), на приобретение которых ст. 13 ФЗ Об оружии установлены возрастные ограничения, что нелогично, учитывая высокую опасность огнестрельного оружия и определенную степень доверия государства, выраженную в предоставлении несовершеннолетнему гражданину права на владение таким опасным видом оружия.
На рассмотрении в ГД ФС РФ находится проект федерального закона № 472069-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»», которым предлагается введение запрета на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии, а также права на продажу, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, лицам, имеющим основания на приобретение оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии.
Таким образом, данным законопроектом предлагается установление запретов на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение. Установление запретов на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, имеет прямое значение для установления и справедливого распределения возрастных и иных ограничений на приобретение оружия. Оно существенно ограничит права всех лиц, находящихся на территории РФ, и повлечет массовое привлечение к административной или уголовной ответственности, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и незаконную продажу товаров, свободная реализация которых ограничена законодательством РФ, и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия, а также незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности, газового, метательного и огнестрельного оружия.
Наиболее несправедливо будут ограничены права лиц, хранящих или отчуждающих оружие, на приобретение которого установлены ограничения только для лиц, не достигших определенного возраста (18 лет) или не имеющих гражданства, поскольку право на свободное приобретение данного оружия другими лицами и полный запрет его оборота для указанных лиц создадут угрозу их привлечения к ответственности путем провокации или выявления фактов передачи или сбыта им данного оружия либо его изъятия у них после досмотра или иного его обнаружения. При этом введение свободного оборота оружия для одних категорий лиц и его полного запрета для других категорий лиц без введения справедливых критериев возникновения опасности для окружающих такого оборота оружия и разделения ограничений на приобретение различных видов оружия по степени их опасности, нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, что требует законодательного урегулирования.
Следует отметить, что в Латвии право на приобретение газовых баллончиков, имеют лица, достигшие возраста 16 лет, а в Казахстане лица, достигшие возраста 16 лет, имеют право на приобретение по лицензии луков и арбалетов, являющихся оружием.
В законодательстве многих других зарубежных стран, как правила, предусмотрены обстоятельства, дающие право на приобретение оружия несовершеннолетними лицами (проживание в районах Крайнего Севера, занятие видами стрелкового спорта или охотой, возникновение опасности для жизни, которая может быть устранена применением оружия, согласие родителей на приобретение оружия несовершеннолетним и т.п.), при этом право на приобретение оружия во многих случаях предоставляется лицам, не достигшим возраста 16 лет, а в некоторых странах и штатах США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия.
В законодательстве СССР устанавливались меньшие возрастные ограничения на приобретение охотничьего оружия, составлявшие в определенных местностях не менее 12 лет или 14 лет. При этом охотничьи ружья, ряд видов винтовок (в частности, малокалиберные или однозарядные), ножи и кинжалы до окончательного введения на их хранение разрешительной системы приобретались свободно или по охотничьему билету, а национальное холодное оружие народов России приобреталось свободно в соответствующих местностях. Обязанность приобретения охотничьих гладкоствольных ружей по разрешительным документам органов милиции была введена только в 1975 году. Лицензирование приобретения национального холодного клинкового оружия народов России было введено только в ФЗ Об оружии, вступившим в силу с 1 января 1997 года.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и реализация принципов демократического и правового государства.

Решение

Для устранения данных противоречий положений ст.13 ФЗ Об оружии Конституции РФ, следует, по примеру многих стран мира, снизить минимальные возраста приобретения гражданского оружия и установить перечень случаев, когда гражданское оружие может приобретаться по лицензии гражданином, не достигшим возраста 18 лет, поэтому необходимо упорядочивание и снижение существующих возрастных ограничений на приобретение оружия.

К началу списка инициатив