После так называемой "реформы" с отменой талона техосмотра сложилась парадоксальная ситуация. Диагностическая карта о прохождении техосмотра стала необходима только при оформлении страхового полиса ОСАГО. ГИБДД лишили права проверки наличия документа, свидетельствующего о прохождении техосмотра. Это не лучшим образом повлияло на состояние автомобилей на дорогах. Фактическое состояние автомобилей на дорогах стало бесконтрольным. И вот почему.
Автомобиль в каком бы плачевном состоянии он не был теперь может ездить по дорогам, главное чтобы у него был полис ОСАГО. Инспектора ГИБДД не следят за техническим состоянием автомобиля на дороге, поскольку это вне их компетенции.
В России довольно легко купить ОСАГО у так называемых страховых агентов - представителей страховых компаний. Однако, зачастую такой полис не проведен через базу страховщиков. И уж тем более, такие "продавцы" не утруждают себя проверкой технического состояния автомобилей и факта прохождения техосмотра.
Более того, некоторые страховые компании для увеличения базы клиентов вместо того чтобы проверять наличие диагностической карты стали продавать незаполненный бланк карты вместе с полисом за сумму от 1000 до 2000 рублей якобы предупреждая автовладельца о необходимости пройти техосмотр позднее. Естественно, что получив заветный полис проходить техосмотр становится необязательным, так как проверить его наличие на дороге некому.
Если раньше предлагали многочисленные объявления в гордах предлагали купить талон техосмотра, то теперь уже продаются диагностические карты, с помощьюе которых можно легко приобрести полис ОСАГО.
Ну и наконец, самый сложный путь нелегального получения диагностической карты - приобретение ее в станции технического осмотра без предъявления автомобиля либо с его предъявлением но формальным осмотром и при закрытии глаз сотрудников СТО на имеющиеся неисправности за материальное вознаграждение.
Как мы видим, большое количество лазеек позволяют получить документы и использовать транспортное средство, которое может находится в самом неудовлетворительном состоянии и нести опасность для безопасности на дороге и экологической обстановки.
Предлагаю:
1. Вернуть ГИБДД право проверять наличие диагностической карты и сроки прохождения техосмотра как во всех развитых странах (Европа).
2. При несоблюдении сроков прохождения ТО снимать номера либо отправлять автомобиль на штрафстоянку.
3. Ввести штраф за нарушение сроков прохождения ТО в размере 5000 руб.
4. Наделить правом ГИБДД направлять автомобиль на досрочное прохождение техосмотра при наличии явных недостатков с техническим состоянием автомобиля (поврежденный кузов, стекло, явное превышение уровня шума выхлопа или вредных веществ).
5. Запретить страховым компаниям продавать полисы ОСАГО через страховых агентов, продажи вести только через официальные офисы.
6. Ввести уголовную ответственность за продажу диагностических карт или недействительных полисов ОСАГО со штрафом в 100 тыс руб.
7. В случае если станция технического осмотра осуществляет продажу или выдачу диагностических карт с нарушениями правил прохождения техосмотра - лишать их лицензии, приостанавливать их работу и штрафовать на сумму 1 млн руб.
Практический результат
- ГИБДД сможет контролировать фактическое состояние автомобилей на дорогах,
- количество автомобилей с неудовлетворительным техническим состоянием снизится, что положительно повлияет на безопасность и экологию
- ослабнет рынок поддельных полисов ОСАГО и диагностических карт
- страховые компании не будут в погоне за прибылью негативно влиять на техническое состояние автомобилей