27 декабря 2018 года был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).
Cтатья 1 п.1 гласит: "Настоящий закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях ... обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан...". По факту же принятый Закон грубо нарушает права людей на безопасную среду обитания, а также спровоцирует всплеск негуманного обращения с животными:
I. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В нём перечень мероприятий с уличными животными ограничен двумя возможными действиями: отлов и содержание в приюте после проведения необходимых прививок.
Такое толкование согласуется с предписаниями, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54. А значит мероприятия по выпуску животных без владельца в "среду обитания" прямо нарушают перечисленные выше правила и ФЗ.
Также Верховным Судом РФ 27 марта 2019 г. признан недействующим пункт о возврате животных в прежнюю среду обитания Концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге.
Кроме того ст.16 п.6. Закона "Об ответственном обращении с животными..." гласит, что в отношении животных, находящихся в приютах, владельцы приютов и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных, что логически влечёт для них требование не допускать безнадзорное нахождение животных на улице.
II. Вводимое законом определение жестокого обращения с животными (жестокое обращение с животным - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (ст.3 ч.5) является неприемлемым, допускает расширенное его трактование. Например, под жестокое обращение подпадают многие ветеринарные манипуляции, так как часть из них может привести к гибели или повреждению здоровья животного (невыход из наркоза, или побочное действие лекарств, или анафилактический шок и тому подобное). Так же под жестокое обращение подпадает гуманное усыпление, как ни шокирующе это звучит. Кроме того, вводимая Законом в ст.18 практика ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск), также подпадает под определение жестокого обращения с животными, так как выпуск животного на улицу после полостной операции (обезболивание, покой, предупреждение осложнений становятся невозможными) по факту является отказом от содержания животного, могущим привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного.
III. В ст.16 п.11 утверждается, что эвтаназия животного применяется в только случаях, когда неизлечимо больное животное испытывает непереносимые мучения. Из этого следует, что, если болезнь гипотетически излечима, но в ветпункте приюта нет возможности провести лечение (нет специфического оборудования или нужных лекарств), животное усыплять нельзя, несмотря на испытываемые им невыносимые мучения. Аналогично, согласно Закону, если болезнь неизлечима, но животное испытывает боль «переносимую», то усыпить животное нельзя, не доведя его сначала до состояния беспрерывных и сильнейших мук. Жестокость данной нормы Закона к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания» (ст.4 п.1), выходит за рамки разумного.
IV. Назрела необходимость регулирования содержания экзотических и диких видов животных, но Закон вместо регуляции предполагает только запретительные меры. Это ставит под угрозу не только благополучие конкретных животных, но и существование видов, которые содержатся и размножаются только в частных коллекциях (в естественной среде же они находятся под угрозой вымирания). Очевидно, что механизмы контроля в этой сфере должны разрабатываться специалистами в данной области, учитывая видовую специфику птиц, пресмыкающихся, земноводных и других видов редких и экзотических животных. Определение диких животных вводимое Законом, объединяет в одно понятие особей, изъятых из природной среды, и потомков диких животных (домашняя кошка — дальний потомок дикой кошки), и гибридов (работающая в аэропортах собака Сулимова — гибрид собаки и шакала). С юридической точки зрения и с точки зрения здравого смысла подобное определение неприемлемо и выдаёт полную профессиональную непригодность его составителей.
V. Распространение статуса «служебные собаки» только на собак, находящихся на содержании в ведомственных структурах (ст.3 ч.11), неправомерно. За рамками данной категории оказываются ищейки, спасатели, поводыри, подготовленные и активно использующиеся общественными волонтерскими организациями в том числе совместно с ведомственными структурами. Также Закон лишает граждан возможности использовать пастушьих и охранных собак соответственно их породному и практическому предназначению, вводя обязанности владельцев, исключающие обучение и применение работающих собак. Так же неприемлемо вводимое данным Законом понятие "потенциально опасных собак", поскольку опасна может быть любая не подконтрольная владельцу, не воспитанная и не социализированная особь, вне зависимости от её породы или отсутствия таковой, а также безнадзорное уличное животное. Вместо введения списка собак необходимо повышать ответственность владельца, чьё животное причинило какой-либо вред окружающим или имуществу граждан.
VI. В последствия введения данного Закона входит и финансовый аспект: ст.18 п.1.5 обязывает региональные власти строить приюты для пожизненного содержания агрессивных животных, которых нельзя выпускать на улицу.
В Москве приюты постоянного содержания собак действуют с 2001 г., и результаты озвучены Контрольно-счётной палатой: "Стоимость комплекса работ на одно животное в месяц в 2010 году достигла 9 148,6 рубля, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в городе Москве (8 267,0 рубля на I квартал 2010 года). Стоимость содержания в приюте собаки в месяц составляет 5 212,3 рубля и превышает величину ежемесячного пособия на детей почти в 7 раз, ежемесячного пособия на детей одиноких матерей почти в 3,5 раза и сопоставима с величиной прожиточного минимума для пенсионера по городу Москве". Если умножить 5 000 р. на 12 месяцев, потом на 10 лет жизни животного, то выходе получается гигантская сумма (600 000 р.), которую нужно потратить на пожизненное содержание одной(!) приютской собаки. А их на данный момент не менее 17 000 голов в 13 приютах г.Москвы, и государство планирует эту цифру многократно увеличить, строя приюты в каждом населённом пункте нашей страны.
В связи с вышеперечисленным требуется отменить часть положений и определений данного Закона.
Практический результат
Решение проблемы безнадзорных животных, снятие социальной напряжённости и конфликта в обществе в отношении безнадзорных и владельческих животных, улучшение эпидемиологической ситуации в России (в том числе по бешенству, паразитарным заболеваниям и др.), восстановление разнообразия лесной фауны, ответственное и подконтрольное содержание диких и экзотических видов в руках профессионалов и энтузиастов с соблюдением правил безопасности, созданием наилучших условий для их содержания, лечения, размножения. Экономия бюджетных средств, социальное партнёрство с разделением сфер деятельности между государственными и частными структурами для наилучшего решения проблем ответственного обращения с животными, гуманность мер регуляции численности животных и приоритет прав человека, его безопасности и здоровья.