Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф5260
Уровень инициативы:
Федеральный

Ответственность чиновников за неправомерные действия и принятие неправомерных решений

Острой проблемой в Российской Федерации является повсеместное, систематическое нарушение государственными и муниципальными (в основном муниципальными) служащими норм законодательства при предоставлении гражданам государственных и муниципальных услуг. Какова географическая и количественная широта данной проблемы в Российской Федерации можно понять, проанализировав судебную практику Верховного суда Российской Федерации. Ежедневно на федеральном уровне отменяются десятки и сотни неправомерных решений, выносятся указания на несоответствие действий чиновников нормам закона. В десятки раз больше подобные неправомерные действия и решения чиновников отменяются судами субъектов Российской Федерации. Безусловно большая часть неправомерных действий и решений чиновников отменяется решениями районных и городских судов, однако исходя из вышеизложенного, при рассмотрении городскими и районными судами заявлений граждан об оспаривании незаконных действий и решений чиновников, немалая часть подобных заявлений не находит справедливого решения в суде первой инстанции. Очевидно, что еще большая часть (возможно основная часть) неправомерных решений и незаконных действий государственных и муниципальных служащих остаются не обжалованными гражданами по причине недостаточной правовой грамотности граждан и деформированной гражданской позицией. Кроме того определенная часть общества уже утратила веру в справедливое решение по обращению гражданина. К сожалению, выводы таких граждан не являются безосновательными, в большинстве случаев государство, в лице тех же несправедливых и безучастных чиновников, способствовало формированию негативного мнения граждан о власти в целом. Именно та часть армии чиновников как государственного, так и муниципального уровня, которая принимает заведомо неправомерные решения, издает нормативные акты, несоответствующие федеральному законодательству, совершает незаконные действия в отношении граждан, а равно как и незаконно бездействует по их обращениям, должна нести за это ответственность. Причем ответственность должна быть не только перед гражданином, которому такими действиями и решениями причинен вред. Ответственность таких чиновников должна быть и перед государством, поскольку своими действиями они дискредитируют основы государственной власти и управления, подрывают веру граждан во всеобщее конституционное равенство, законность - как норму жизни, торжество правосудия. Невозможность получить государственную или муниципальную услугу, предусмотренную действующим законодательством в связи с принятием чиновниками неправомерных решений и осуществлении незаконных действий, безусловно является самым действенным коррупционным рычагом, поскольку гражданин в большинстве случаев не может физически обойтись без получения таковых услуг. На самом деле не так важна причина принятия незаконных решений и действий, будь то случайные нарушения вследствие низкой образовательной квалификации чиновника или намеренные нарушения закона для дальнейшего развития коррупционной составляющей. Результат подобных нарушений один - гражданин не имеет возможности реализации своих конституционных и гражданских прав, либо реализация этих прав затягивается на неоправданно длительный срок. При этом гражданин вынужден нести определенные издержки в процессе восстановления своих нарушенных прав. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны государственные и муниципальные органы являются исполнителями государственной власти, в задачу которых входит именно реализация прав граждан государства, с другой стороны судебная власть, тоже являющаяся ветвью государственной власти. Абсолютно нормально, когда судебная власть разрешает спор между гражданами страны и хозяйствующими субъектами. Но, изучив список дел, находящихся на рассмотрении практически любого районного суда Российской Федерации, очевидно, что соотношение гражданских споров и споров с органами власти практически одинаково. Граждане вынуждены обращаться к судебной власти, чтобы решить спор с государством или муниципалитетом, для того чтобы должным образом реализовать свое право. В этом и парадокс ситуации – чиновник, олицетворяющий государственный или муниципальный орган, в задачу которого входит реализация прав граждан на деле грубо нарушает эти права, что требует вмешательства судебной власти. Такие действия чиновников не только грубо нарушают конституционные и гражданские права граждан, но и значительно ослабляют авторитет государственной власти, дискредитируют основополагающий принцип деятельности государства, нарушают установленный порядок государственного и муниципального управления, дезорганизуют исполнительскую дисциплину, являются одним из механизмов возникновения коррупции, имеют негативное влияние на экономику государства, увеличивают расход государственного бюджета, увеличивают нагрузку на судебную систему, деформируют правосознание граждан, способствуют снижению уважения к праву в целом в личных убеждениях граждан. Исходя из вышеизложенного, во многих случаях нарушение государственным или муниципальным служащим действующего законодательства можно и нужно квалифицировать не как правонарушение, а как общественно опасное деяние.

Практический результат

Улучшение уровня жизни граждан, повышение защищенности граждан, снижение коррупции в государственных и муниципальных органах, укрепление доверия к институтам государственной власти, повышение правовой культуры общества, формирование развитого гражданского правосознания.

Варианты решения

Решение №1

Внести изменения в Уголовный кодекс РФ, добавив в раздел 10 особенной части положения, устанавливающие уголовную ответственность за грубые нарушения государственным и муниципальным служащим норм федерального законодательства, квалифицируя такие деяния, как преступления против безопасности государства. При этом необходимо четко указать критерии отнесения конкретного правонарушения к уголовно-наказуемому деянию, влекущего особенно негативные последствия.

Решение №2

Внести изменения в главу 19 Кодекса об административных правонарушениях РФ, добавив положения, устанавливающие административную ответственность за иные нарушения государственным и муниципальным служащим норм федерального законодательства.

Решение №3

Внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, в результате которых решение о принятии мер административной ответственности в отношении государственного или муниципального служащего за нарушение норм федерального законодательства должно быть принято в обязательном порядке в случае удовлетворения судом жалобы гражданина по данным нарушениям.

Решение №4

Внести изменения в соответствующие законы и нормативные акты, в результате которых государственные и муниципальные служащие, совершившие противоправные действия или допустившие противоправное бездействие, а равно принявшие незаконные решения должны быть освобождены от занимаемой должности, без права занимать муниципальные или государственные должности на определенный срок. В законодательстве должен быть четко определен механизм реализации данных изменений.

К началу списка инициатив