Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
11Ф53152
Уровень инициативы:
Федеральный

Внести изменения в закон о прокуратуре и КоАП РФ в целях устранения коррупциогенных факторов

В законодательстве РФ не установлен догмат о непогрешимости работников прокуратуры (хотя с учетом рвения самой прокуратуры по обозначению собственной значимости, такой догмат очень просто может появиться). Соответственно прокуроры тоже могут совершать правонарушения. Однако привлечение прокуроров, например, к административной ответственности затруднительно в силу положений ст.42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Согласно указанной статье проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Т.е. все сообщения о правонарушениях прокуроров проверяет сама прокуратура.
Насколько обоснована такая защита?
Возьмем, например, соблюдение прокурором требований закона при проведении прокурорских проверок. Одно дело, проверка сообщений о совершении преступлений в том числе коррупционных. Тут сомнений в необходимости государственной защиты проверяющего от злоупотреблений сомнений не вызывает. Совсем другое дело, когда прокурор в целях достижения аналогичных показателей предыдущего года (АППГ или прокурорская палка в отчете) проверяет предпринимателей, образовательные организации, пр. При отсутствии сдержек, установленных законом, проверяемые организации становятся абсолютно беспомощными от злоупотреблений самим прокурором. И прокурор будет всегда "прав", т.к. никто в неправоте его уличить не может (и суд в данном случае не панацея, т.к. далеко не каждый пожелает входить в конфликт с надзорным органом, полномочия которого ограничены лишь законом о прокуратуре, т.е. почти не ограничены).
Следует также учесть, что проведение проверки и выявление нарушений в целях улучшения показателей работы может рассматриваться как осуществление полномочий должностным лицом при наличии конфликта интересов. Это обусловлено тем что при осуществлении должностных полномочий для улучшения показателей работы имеет место личный интерес на получение благ по службе в виде премий, доплат, очередных и внеочередных званий, пр. Кто уполномочен пресечь правонарушения прокуратуры? Только сама прокуратура? Вот тебе, бабушка, и борьба с коррупцией.
Ещё пример. Статьей 19.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Прокурор является органом надзора (ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).
Согласно ст.28.4 КоАП РФ органом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях по ст.19.6.1 КоАП РФ, является прокуратура. Т.е. прокуратура уполномочена проводить проверки и возбуждать административные дела в отношении самой себя. Можно ли назвать хоть одно административное правонарушение по ст.19.6.1 КоАП РФ, совершенное работниками прокуратуры и выявленное прокуратурой? А возбужденные дела по ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении работников прокуратуры? Я о таких не слышал. Да если такие дела гипотетически и возможно возбудить, то, на мой взгляд, только при наличии конфликта интересов.

Практический результат

Устранение коррупциогенных факторов, установление неотвратимости административного наказания, установление эффективного контроля за деятельностью надзорного органа, совершенствование системы надзора.

Решение

Внести изменения в ст.42 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и определить конкретные обстоятельства при которых проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры (ну, например, при проверке сообщения о совершенном преступлении).
Передать полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст.19.6.1 от органов прокуратуры независимому от прокуратуры административному органу. Например, Следственному комитету Российской Федерации, или создаваемым органам общественного контроля.

К началу списка инициатив