Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
34Ф54612
Уровень инициативы:
Федеральный

Повышение качества инструктажей на производстве

В Постановлении Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. Регистрационный № 4209) пункт 2.1.4. "Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
... с командированными работниками сторонних организаций..." содержит в числе прочих требование к инструктажу работников сторонних организаций, противоречащее пунктам 2.1.3. и 2.1.2 этого же документа, а именно:
1. Согласно пункта 2.1.3 "Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
2. Согласно пункта 2.1.2 "Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.".
Для чего Заказчику проводить Подрядчику два инструктажа, когда все необходимые сведения несложно предусмотреть программой вводного инструктажа, и зачем проводить первичный и затем повторные на рабочем месте каждые полгода? Когда ясно указывается, что первичный и последующие на рабочем месте проводит "непосредственный руководитель (производитель) работ", который, само собой, должен быть аттестован на данный вид работ. Получается, чтобы провести Подрядчику инструктаж, представитель Заказчика должен иметь аттестацию не только по своему профилю деятельности на производстве (например, металлургия или добыча ископаемых), но и по всем возможным видам работ, которые периодически требуется проводить на своих территориях - ремонту зданий, сооружений, транспортным услугам (в т.ч. - и авиа или водного), экспертизам и т.д.?
Согласитесь - перебор со стороны законодателей. Заказчик обязан провести вводный инструктаж Подрядчику при первом появлении на объекте и затем контролировать в процессе работ по договору подряда проведение первичных и последующих инструктажей со стороны руководителей этих самых работ.

Практический результат

Экономия времени Заказчика, уходящее на заполнение никому ненужного, кроме аудитора или прокурора, "Журнала проведения инструктажей на рабочем месте работникам подрядных организаций" и снижение риска попадания за решетку для ответственного производителя работ Заказчика из-за непроведения инструктажа на рабочем месте Подрядчику или из-за превышения полномочий. Поскольку проведение, например, мастером буровой инструктажа на рабочем месте пилоту вертолета, доставляющему вахту, не что иное, как превышение - разве буровик, не обученный летному делу, может инструктировать летчика? Он может дать только вводный инструктаж - туда безопасно лететь в районе буровой, а вот туда не надо, там у нас вертолетная площадка, а там площадка для спецтехники и т.п.
Надеюсь, производственникам и специалистам по охране труда мысль понятна.

Решение

Внести изменение в пункт 2.1.4. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" - исключить требование проведения работодателем первичного и последующего инструктажей с командированными работниками сторонних организаций.

К началу списка инициатив