Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф56153
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения для студентов вечерней формы обучения льгот и стипендий, установленных для студентов дневной формы обучения

Существует необходимость введения для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения льгот и стипендий, установленных для студентов очной (дневной) формы обучения, поскольку студенты данной формы обучения, (в особенности, обучающиеся на платной основе или получающие только хорошие оценки), также нуждаются в вышеуказанных льготах и имеют на них право, ввиду высокой учебной нагрузки и расхода свободного от работы времени на обучение, а также денежных расходов на приобретение учебных материалов, проезд к месту обучения и оплату обучения (для студентов, обучающихся на платной основе).
Введение льгот и стипендий наиболее актуально для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения (в особенности, обучающихся по наиболее необходимым для общества и государства специальностям (медицинским, юридическим, техническим и т.п.)), учитывая приближенность обучения по данной форме обучения к обучению по очной форме (в части обязательного посещения занятий и возможности их проведения по субботам в утреннее и дневное время) и необходимость социальной поддержки данных студентов для формирования необходимого числа молодых специалистов и уменьшения вероятности их массового отъезда за границу для получения больших доходов, чем в РФ.
В законодательстве РФ отсутствует обязанность граждан работать, поэтому обучаться по формам обучения, не являющимся очной, могут как работающие, так и неработающие студенты, поэтому введение вышеуказанных льгот и стипендий необходимо для соблюдения положений ст. 19 Конституции РФ, т.к. при их отсутствии возможна дискриминация граждан по признаку отнесения к какой-либо социальной группе, ввиду: наличия финансовой возможности учиться, не работая - у студентов, располагающих необходимыми финансовыми средствами, при ее отсутствии у других студентов, разницы в доходах граждан (в зависимости от величины заработной платы по месту работы или иных доходов) и большого числа безработных граждан, не имеющих постоянного источника доходов.
Размеры стипендий для студентов очной формы обучения являются настолько незначительными, что многие студенты вынуждены работать, что осложняет получение качественного высшего образования. Учитывая это, расписания занятий дневных отделений части высших учебных заведений РФ постепенно переводятся на вечерний режим проведения занятий, что фактически влечет смешение очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения.
Смешение указанных форм обучения происходит и за счет введения в учебные планы очно-заочной (вечерней) формы обучения значительной части предметов, изучаемых на очной форме (теоретический курс физической культуры, различные специальные предметы, изучавшиеся только на очной форме обучения и т.п.), равных условий прохождения учебной практики и т.п., что приводит к чисто формальным различиям вечерней и дневной форм обучения и увеличению популярности дневной его формы, дающей права на получение стипендий и основных льгот, и других форм обучения, не являющихся очной его формой, не предполагающих такого частого посещения обязательных занятий, которое требуется на вечерней и дневной формах обучения. Отсутствие большинства льгот для граждан, обучающихся по вечерней форме обучения, усугубляется тем, что законодательство РФ не предусматривает для данных граждан отсрочки от призыва на военную службу, предусматривая для них освобождение от призыва на военные сборы наравне с гражданами, обучающимися по дневной форме.
В законодательстве различных стран мира, сохраняющих призыв на военную службу, предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся в образовательных организациях по вечерней, заочной или по любым формам обучения. В частности, в законодательстве Молдовы предусмотрено на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся в образовательных организациях по любым формам обучения.
В законодательстве Белоруссии предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся как по дневной, так и по вечерней формам очной формы обучения. До 2011 года право на отсрочку от призыва на военную службу по законодательству Белоруссии имели и обучающиеся по заочной форме обучения.
Следует отметить, что понятие очно-заочной формы обучения не предусмотрено законодательством большинства стран мира. В частности, в законодательстве Болгарии и ряда других стран данная форма обучения называется вечерней.
В законодательстве Белоруссии вечерняя форма обучения отнесена к очной форме обучения, которая разделяется на дневную и вечернюю его формы.
Отсутствие понятия очно-заочной формы обучения в законодательстве многих стран мира логично, поскольку вечерняя форма обучения не имеет признаков заочной формы обучения, имея признаки очной его формы. Вечерняя форма обучения не предусмотрена законодательством значительного числа стран мира, что логично, учитывая сложности сочетания работы и обучения с обязательным посещением значительного количества занятий в свободное от работы время, более высокое качество получения образования по дневной форме обучения, а также возможность обучения по заочной, дистанционной и другим формам обучения, позволяющим более эффективно сочетать работу и обучение.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение для студентов, обучающихся в образовательных организациях по очно-заочной (вечерней) форме обучения, льгот и стипендий, установленных для студентов очной (дневной) формы обучения, или отнесение вечерней формы обучения к очной, либо частичное или полное объединение вечерней формы обучения с другими его формами путем сокращения количества обязательных занятий, проведения занятий по месту работы обучающегося (при наличии такой возможности) и упрощения процедуры перевода на другие формы обучения, более подходящие для конкретных обучающихся, или упразднения вечерней формы обучения с распределением обучающихся по другим его формам, проводимом по их заявлениям.
Внесение любого из данных изменений будет способствовать соблюдению прав человека на образование и на свободный выбор рода занятий, принципа равенства всех перед законом и судом, более эффективной подготовке специалистов, необходимых для общества и государства, и правильной экономии расходов бюджетных средств.

Практический результат

Соблюдение прав человека на образование и на свободный выбор рода занятий, принципа равенства всех перед законом и судом, более эффективная подготовка специалистов, необходимых для общества и государства, и правильная экономия расходов бюджетных средств.

Решение

Необходимо ввести для студентов, обучающихся в образовательных организациях по очно-заочной (вечерней) форме обучения, льгот и стипендий, установленных для студентов очной (дневной) формы обучения, или отнести вечернюю форму обучения к очной, либо частично или полностью объединить вечернюю форму обучения с другими его формами путем сокращения количества обязательных занятий, проведения занятий по месту работы обучающегося (при наличии такой возможности) и упрощения процедуры перевода на другие формы обучения, более подходящие для конкретных обучающихся, или упразднения вечерней формы обучения с распределением обучающихся по другим его формам, проводимом по их заявлениям.

К началу списка инициатив