Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф56568
Уровень инициативы:
Федеральный

Запретить нотариусам навязывать населению дорогостоящие дополнительные услуги, ограничить монополию Нотариальных палат

В настоящее время частным нотариусам (государственных практически не осталось) законодательно разрешено брать дополнительную плату (помимо гос.пошлины, установленной Налоговым законодательством РФ) в несколько раз превышающую размер самой гос.пошлины, при оказании практически любой нотариальной услуги.
Существующий порядок экономически нецелесообразен, поскольку вынуждает граждан оплачивать по завышенным тарифам услуги, не имеющие под собой материальной или трудовой ценности.
Деятельность нотариусов и Нотариальных палат их покрывающих (иначе не сказать), практически выведена из под действия Антимонопольного законодательства.
Заверение документов, выдача свидетельств и другие нотариальные действия, без которых невозможно:
- оформить права на собственность,
- совершить сделку с недвижимостью,
- составить и зарегистрировать завещание,
- получить наследство,
- заключить брачный договор,
- оформить дарение имущества и т.д.,
влекут за собой оказание услуг правового и технического характера (УПТХ), с точки зрения действующего закона ("Основы законодательства РФ о нотариате")
Размеры стоимости дополнительных услуг правового и технического характера (УПТХ), устанавливаются Нотариальной палатой по своему коллегиальному решению (правлением Федеральной палаты нотариусов) и ежегодно увеличиваются.
Методика расчета стоимости таких услуг также определяется правлением ФНП и не подвергается никакому контролю со стороны государственных органов.
В результате гражданин, платит:
- за нотариальную доверенность: гос.пошлину 200р. + порядка 1000р. за УПТХ;
- за договора по недвижимости: 0,3% от суммы договора (не более 3.000р.) + порядка 10.000р. УПТХ;
- за договора дарения движимого имущества: 0,3-1% от стоимости + порядка 8.000р. УПТХ;
- за выдачу свидетельства о праве на наследство: 0,3-0,5% от стоимости имущества + от 2400 до 10.000 и выше (в зависимости от вида имущества и региона) УПТХ,
причем платеж за УПТХ может взиматься несколько раз по каждому объекту собственности (за каждую долю, с каждого наследника);
Таким образом, если в наследство входит автомобиль стоимостью в 100.000р. и он полагается 3-м наследникам первой очереди, то помимо 100р. гос.пошлины, каждый наследник заплатит порядка 2500р. (УПТХ) за выдачу свидетельства о праве собственности на свою долю, что в сумме составит 7500р. помимо гос.пошлины в 300р.
А поскольку дальнейшие регистрационные действия с а/м возможны только с одним владельцем, то нотариус предложит оформить еще и договор дарения от двух собственников третьему, за что возьмет еще 6.000-10.000р., при этом он откажется заверять за 200р. (гос.пошлина) договор, составленный самими собственниками под предлогом неверного составления.
Точно также нотариус поступит и с любым другим договором/заявлением/доверенностью, поданным ему на заверение, объяснив свой отказ обязательностью определенной формы документа, бланка или грамотностью содержания. Гражданин, являясь как правило недостаточно юридически грамотным для спора с нотариусом, будет вынужден согласиться на платную услугу по составлению документа нотариусом, даже если нотариус вводит его в заблуждение, предъявляя к документу отсутствующие в нормативах требования.
Также нотариус возьмет порядка 50р. за каждую сделанную на своем ксероксе страницу какого-либо документа (помимо тарифа за заверение ее соответствия оригиналу), тогда как в МФЦ такая услуга обойдется в 10 раз дешевле, однако нотариус всегда может заявить, что качество предоставленных ему копий недостаточно для сверки их с подлинниками.
Действительная работа нотариуса, называемая услугами технического и правого характера (УПТХ), сводится к типовым проверкам правильности документов и данных по реестру, внесению данных в типовые шаблоны и распечатка готовых документов.
При том, выполняя работу по правовой оценке одних и тех же документов, например в случае с наследственным делом, нотариус возьмет плату за эту работу в виде УПТХ столько раз, сколько долей предусматривается в наследстве.
Также согласно действующему положению "Основ законодательства РФ о нотариате" нотариус имеет право отказаться от выполнения нотариального действия при отказе гражданина от оплаты УПТХ.
Нотариус не выполняет никакой трудоемкой или творческой работы, не находится в тяжелых или опасных условиях труда, не имеет повышенных по сравнению с обычным офисом расходов на содержание своей конторы, а риски ничтожно малы, т.к. по утверждениям представителей самих нотариальных палат, случаи привлечения нотариусов к реальной ответственности за последствия неверно составленных документов единичны и являются редкими исключениями.
Поэтому работа нотариуса не может оцениваться в сотни и тысячи рублей за всякий составленный и удостоверенный им документ.
Федеральная Нотариальная палата вкупе с региональным Нотариальными палатами представляет собой монопольную структуру, производящую необоснованный отъем средств у населения в пользу частных лиц (нотариусов), поскольку с одной стороны граждане просто не могут реализовать большую часть своих законных прав без участия нотариусов, с другой - нотариусы коллегиально (через ФНП) сами устанавливают цены на свои услуги, а государство не осуществляет должного контроля за этой структурой.

Практический результат

1) гражданин будет иметь информацию о стоимости услуг нотариуса до совершения нотариального действия, сможет исключить/минимизировать расходы на дополнительные услуги, либо осознано согласится на выполнение этой работы нотариусом; будет сведена к минимуму возможность злоупотребления доверием гражданина с целью личного обогащения нотариуса
2) тарифы на услуги правового и технического характера будут иметь более адекватное выражение в суммах, соответствующее реальной ценности этой работы, поскольку будут установлены органом, не заинтересованным в их завышении
3) нотариусы смогут "без оглядки" на Нотариальную палату применять установленные тарифы, исходя из принципа здоровой конкуренции: у нотариусов, предлагающих более разумную стоимость УПТХ будет более высокая репутация и спрос на услуги со стороны граждан; рыночный подход полностью закономерен в виду наличия предпринимательской составляющей в работе частного нотариуса именно в отношении УПТХ (доход сверх нотариального тарифа, облагаемый налогом)
4) добросовестные, компетентные и готовые работать на свою репутацию нотариусы не будут настолько зависимы от Нотариальной палаты, в которой принципы назначения и дисквалификации нотариусов могут быть искажены, а граждане будут иметь реальный правовой способ воздействия на нотариусов, действующих против их интересов в интересах собственных
5) изменится иррациональная ситуация, при которой гражданин при разногласиях с нотариусом может истребовать разрешение спора только в суде, а Нотариальная палата, спрашивая с нотариуса, при этом не обязана отвечать за его действия перед гражданином

Решение

1) в законодательство ("Основы законодательства РФ о нотариате") внести дополнения:
- об обязанности нотариуса предупреждать гражданина перед совершением нотариального действия о наличии платной услуги правового и/или технического характера в составе того или иного нотариального действия и по просьбе гражданина разъяснять, в чем такая услуга состоит и сколько будет стоить;
- о привлечении к ответственности нотариусов в виде лишения права на осуществление данной деятельности на срок от 3 до 5 лет за навязывание (и отказ на этом основании от совершения нотариального действия) услуг правового и/или технического характера, в случае, когда гражданин может самостоятельно выполнить часть работы, которая входит в УПТХ (например, корректно составить заявление или договор)
2) внести в "Основы законодательства РФ о нотариате" положение о том, что предельные тарифы на услуги нотариусов правового и технического характера (УПТХ) устанавливает Министерство юстиции РФ по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, а не Федеральная Нотариальная палата; уточнить в законе, что данные тарифы отражают верхний порог цен на услуги по регионам, а не строгие или рекомендованные значения тарифов
3) исключить из "Основ законодательства РФ о нотариате" любые требования к нотариусам по взиманию платы за УПТХ, в том числе по рекомендации или указанию региональной Нотариальной палаты, предусмотрев это как право нотариуса, а не обязанность; фактически назначаемая стоимость услуги в рамках установленного предела остается на усмотрение нотариуса
4) предоставить территориальным управлениям Министерства юстиции РФ полномочия:
- производить аттестацию и аккредитацию нотариусов наравне с Нотариальными палатами;
- контролировать деятельность Нотариальных палат в своих регионах, привлекать к ответственности глав Нотариальных палат при выявлении нарушений нотариусами положений "Основ законодательства РФ о нотариате"
5) путем добавления соответствующих положений в "Основы законодательства РФ о нотариате" вменить региональным Нотариальным палатам полную ответственность за действия нотариусов этих палат перед гражданами, либо расформировать такие региональные структуры, а ответственность за работу нотариусов полностью возложить на региональные подразделения Министерства юстиции РФ

К началу списка инициатив