Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф56801
Уровень инициативы:
Федеральный

Внесение изменений в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах»

По решению Конституционного суда РФ № 30-П от 10 июля 2018 г. в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Правила) были внесены изменения по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708, в частности, описан порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В настоящее время большое количество вновь возводимых многоквартирных домов оснащаются, помимо индивидуальных приборов учета используемой тепловой энергии, индивидуальными тепловыми пунктами (далее – ИТП) и крышными котельными.
ИТП – это совокупность трубопроводов, устройств, приборов, автоматики и оборудования, технологически соединенных между собой и обеспечивающих соединение тепловой сети с внутридомовой системой теплоснабжения одного многоквартирного дома (п.3.7 ГОСТ Р 56501-2015).
Согласно письмам Минстроя РФ жителям, данные многоквартирные дома относятся к домам, в которых исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с разделом IV Приложения 2 к Правилам, в частности, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-ом жилом помещении (квартире) или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, определяется по формуле 18(1).
В ранее же предоставленных ответах Минстроя РФ было озвучено, что помимо оборудования /установки во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, все ИПУ тепловой энергии должны быть введены собственниками в эксплуатацию.
Данное требование ставит права и законные интересы одних собственников помещений в многоквартирном доме в зависимость от недобросовестного поведения других собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших сохранность ИПУ тепловой энергии, а также их поверку и надлежащий ввод в эксплуатацию, позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме, чрезмерно расходующим тепло, обогащаться за счет соседей, стимулируя граждан к массовому отказу от расчетов с использованием индивидуальных приборов учета, что, в свою очередь, причиняет убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лишают граждан возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за потребленный в доме в целом коммунальный ресурс.
Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством его учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливает, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В связи с этим положения раздела IV Приложения 2 к Правилам, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции РФ приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
В соответствии с п.3. Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Практический результат

Приведение "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в соответствие положениям Конституции РФ, а также Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение

Внести в действующие нормативные акты необходимые изменения, в том числе предусмотреть в разделе IV Приложения 2 к Правилам порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (приборы учета не введены в эксплуатацию или не поверены недобросовестными собственниками).

К началу списка инициатив