Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф58844
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота всех видов холодного оружия

Существует необходимость внесения в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего декриминализацию незаконного оборота всех видов холодного оружия, учитывая положения ст. 2 Конституции РФ, декриминализацию Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также декриминализацию незаконного оборота холодного оружия во многих странах мира.
В настоящее в УК РФ время сохраняется уголовная ответственность за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 222 и 223), контрабанду вооружения (ст. 226.1), а также за ряд деяний, при совершении которых в качестве квалифицирующего признака учитывается наличие оружия у виновного лица, в частности, за дезертирство с оружием, вверенным по службе (ч. 2 ст. 338 УК РФ). При этом в УК РФ отсутствует отдельная ответственность за хищение и вымогательство холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, и различные нарушения правил его оборота, а также за какие-либо нарушения правил оборота конструктивно сходных с оружием изделий и других бытовых предметов даже, если они повлекли тяжкие последствия.
Применение холодного оружия при совершении преступления учитывается во многих нормах УК РФ наравне с применением предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, наличие или применение холодного оружия отдельно не учитывается при совершении большинства преступлений и оно приравнено к другим предметам.
Под контрабандой вооружения понимается контрабанда любого оружия, состоящего на вооружении в РФ или других государствах. Отдельная ответственность за контрабанду любого оружия, не являющегося огнестрельным и не состоящего на вооружении, в УК РФ отсутствует, поэтому контрабанда холодного оружия, не состоящего на вооружении, является административным правонарушением. При этом виды холодного оружия, состоящие или не состоящие на вооружении, не различаются по степени опасности, а многие виды иностранного военного холодного оружия, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного холодного оружия, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию или холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Учитывая технические характеристики современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, и отнесение контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, контрабанда военного или боевого холодного оружия (в особенности, одной или нескольких его единиц) может быть признана малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ), но для исключения случаев злоупотреблений при привлечении к уголовной ответственности за данное деяние и упорядочивания норм УК и КоАП РФ о контрабанде, учитывая наличие случаев осуждения по ст. 226.1 УК РФ за контрабанду одного боевого ножа или иного военного холодного оружия, отнесенного к вооружению, необходима декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия.
В ч. 1 ст. 338 УК РФ к дезертирству отнесены самовольное оставление военнослужащим части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу. Дезертирством с оружием, вверенным по службе, является дезертирство с любыми видами оружия, которые были вверены виновному по службе.
Таким образом, к дезертирству с оружием, вверенным по службе, отнесены самовольное оставление рядовым, имеющим при себе табельный боевой штык-нож, части или места службы и неявка на службу офицера, имеющего при себе кортик, вверенный по службе.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук С. Н. Шарапов в своей работе «Понятие оружия в военно уголовном законодательстве» утверждал, что признание холодного оружия предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 338 УК РФ, представляется вряд ли обоснованным, поскольку общепризнанно, что холодное оружие не относится к источникам повышенной опасности. Данное утверждение указывает на низкую степень опасности холодного оружия в сравнении с современными видами боевого и иного военного стрелкового оружия, но для его практической реализации необходимо исключение холодного оружия из ч. 2 ст. 338 УК РФ.
В настоящее время наблюдается тенденция снятия части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, в частности, в Германии сняты с вооружения кортики, в США - штыки и т. д. В законодательстве ряда стран мира, в частности, в Законе Об оружии Эстонии (п. 1) ч. (1) ст. 3), все виды холодного оружия исключены из перечня видов боевого оружия. В законодательстве ряда других стран мира, в частности, в Законе Об оружии Болгарии, все виды холодного оружия исключены из перечня видов оружия.
Снятие части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, исключение в законодательстве части стран мира холодного оружия из перечня видов боевого оружия или его отнесение к предметам, не являющимся оружием, обусловлены его низкой степенью опасности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П законодателю необходимо исключить из ч. 4 ст. 222 УК РФ ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и решить вопрос о введении административной ответственности за данное деяние, поскольку нормы или их отдельные положения, признанные несоответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку, и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии, а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию (которые не запрещено проводить и в отношении антикварного холодного оружия), способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет. Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам.
Морские и иные военные кортики производства Германии не соответствуют критериям холодного оружия по причине изготовления рукоятей из хрупких материалов (дерево, покрытое тонкой пластмассой, делающей рукоять неудобной для удержания и травмоопасной, слоновая кость и т.п.), отсутствия заточки лезвий и острия клинка (у морских кортиков производства Германии), а также меньшей твердостью клинка (не более 25 HRC), соответствующей сувенирным изделиям, но не холодному оружию. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Таким образом, сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, а также контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению, наличие административной ответственности за определенные нарушения правил оборота только оружия, а не других предметов, сходных с ним по степени опасности, и сохранение в ФЗ Об оружии и подзаконных актах ограничений только на оборот холодного оружия, при наличии избыточных критериев отнесения предметов к холодному оружию, нарушают ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывают высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к административной или уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду холодного оружия, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния. Наличие правил оборота конкретных видов оружия и ответственности за их нарушение, при отсутствии указанных правил в отношении конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, означает, что закон работает «в холостую», не обеспечивая необходимой защиты культурных ценностей, общественной безопасности и интересов владельцев оружия и других лиц, что, в свою очередь, требует введения правил оборота различных видов конструктивно сходных с оружием изделий и ответственности за их нарушение, соответствующих степени опасности конкретных видов данных изделий.
Владение холодным оружием, его ношение, передача, сбыт или изготовление, являются опасными деяниями в таких же случаях, в каких представляют опасность указанные действия с предметами, не отнесенными к оружию, поэтому существуют равные ограничения и запреты на оборот любого оружия и других предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека в определенных местах (местах лишения свободы, объектах транспорта и т.п.), и разделение мер ответственности только по признаку отнесения предмета к холодному оружию противоречит здравому смыслу, нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью. Вышеизложенное свидетельствует о целесообразности установления не административной ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, а общей административной ответственности за нарушение правил оборота культурных ценностей, предусмотренных законодательством РФ, а также замены уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и административной ответственности за ряд нарушений правил его оборота административной ответственностью за нарушение правил ношения предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку. При внесении данных изменений будет необходимо установление равных ограничений на оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других культурных ценностей и иного холодного оружия и других предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, а также отмена существующих экспертных критериев отнесения предметов к холодному оружию, для соблюдения ст. 2 Конституции РФ, противодействия коррупции и повреждению культурных ценностей при проведении криминалистической экспертизы холодного оружия, упорядочивания правовых норм и либерализации законодательства.
Допустима и полная отмена ограничений на оборот холодного оружия, учитывая возможность его замены бытовыми предметами и другими видами оружия при совершении преступлений, уровень вооруженности силовых структур и граждан, позволяющий равным образом пресекать нападения с применением холодного оружия и других предметов, и более частое его использование в целях коллекционирования, чем в преступных целях, а также постепенное снятие холодного оружия с вооружения армий различных стран мира и свободный оборот холодного оружия, состоящего на вооружении армий различных стран, во многих странах мира. Следует отметить, что уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия существовала в СССР на общесоюзном уровне только с 1935 по 1959 год (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935г. «О мерах борьбы с хулиганством») и была установлена в РСФСР в 1935 году (ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926г.), а наказание в виде лишения свободы за данное деяние отсутствовало общесоюзном законодательстве (ст. 2 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935г. «О мерах борьбы с хулиганством»), в УК Туркменской ССР 1927г. (ст. 194.1) и в УК Молдавской ССР (ч. 1 ст. 227), при этом уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия отсутствовала в УК Эстонской ССР, а в УК Литовской ССР (ст. 235) была предусмотрена уголовная ответственность только за незаконные ношение холодного оружия и его изготовление с целью сбыта. В настоящее время уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия отсутствует во многих странах мира (Эстонии, Латвии, Польше, Чехии, Словакии, Молдове, Узбекистане, Монголии, Болгарии, Армении (кроме незаконного ношения (ч. 4 ст. 235 УК РА), Китае (кроме ношения холодного оружия и ножей на собраниях и ношения холодного оружия на общественном транспорте, совершенного при особо отягчающих обстоятельствах (ст. 297 и 130 УК КНР)), Кубе (кроме ношения и хранения ножей, бритв и других режущих, колющих или тупых инструментов, при обстоятельствах, дающих основания полагать, что данные предметы будут использованы при совершении преступления или антиобщественного действия (ст. 214 УК Кубы)), США (кроме оборота кастетов, нунчаков, тростей-шпаг и иного холодного оружия, запрещенного к обороту в США, а также нарушения, установленных законами отдельных штатов, правил ношения кинжалов и иного разрешенного холодного оружия)) и др.), в УК Таджикистана отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот холодного оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного оружия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ), а по УК Казахстана 2014г. незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия являются уголовными проступками и не влекут судимости (ч. 1 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 УК РК), при этом максимальное наказание в виде ареста за уголовные проступки применяется ко всем категориям лиц, которым оно может быть назначено, согласно положениям УК РК, только с 1 января 2020 года. Данное наказание не может назначаться несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, а также инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45 УК РК).
Уголовная ответственность за контрабанду любого оружия и воинского снаряжения существовала в СССР на общесоюзном уровне (Закон СССР от 25 декабря 1958г. «Об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления» (ст. 15)) и сохранялась в УК РСФСР (ст. 78) до 1994 года (ФЗ от 1 июля 1994г. N 10-ФЗ). В законодательстве части стран СНГ и других стран мира встречается уголовная ответственность за контрабанду всех видов оружия.
Наличие у лица, совершившего дезертирство, оружия, вверенного по службе, не является квалифицирующим признаком дезертирства в законодательстве многих стран мира и не являлось им в законодательстве СССР и РФ до 1996 года (ст. 247 УК РСФСР 1960г.), при этом квалифицирующими признаками дезертирства в вышеуказанном законодательстве являлись и являются его совершение в военное время или в боевой обстановке, а также при наличии других чрезвычайных обстоятельств. Отмена уголовной ответственности за контрабанду многих видов оружия оправдана различной степенью опасности конкретных видов оружия.
Учитывая технические характеристики стандартных видов огнестрельного оружия и современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, а также отнесение контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, необходима именно декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия, а не введение уголовной ответственности за контрабанду всех видов оружия. Дезертирство с оружием может представлять повышенную опасность независимо от того, является ли оружие, вверенным по службе. Более того, наличие у виновного лица оружия, которое не было ему официально выдано, представляет большую опасность в том случае, если правоохранительным органам не известно о наличии у него оружия, а оно применяет данное оружие при сопротивлении, нападении или совершении других преступлений. Фактически реальную повышенную опасность представляет наличие у лица, совершившего дезертирство, видов огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, представляющих большую опасность, чем виды гражданского оружия, и готовых к боевому применению.
Наибольшую опасность представляет дезертирство, совершенное с применением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, или соединенное с совершением тяжких и особо тяжких насильственных преступлений, либо повлекшее тяжкие последствия (в особенности, если оно совершено в военное время или в боевой обстановке), поэтому целесообразно исключение из ч. 2 ст. 338 УК РФ квалифицирующего признака совершения дезертирства с оружием, вверенным по службе, и решение вопроса о введении в данную норму УК РФ вышеуказанных квалифицирующих признаков. Для справедливого разграничения мер наказания за преступления, совершенные с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо при их наличии, необходимо исключение холодного оружия из всех норм УК РФ, предусматривающих ответственность за совершение деяния с применением оружия, а не других предметов, либо лицом, имеющим при себе оружие, а не другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, или включение во все данные нормы предметов, используемых в качестве оружия. Дополнительно свидетельствует о необходимости внесения вышеуказанных изменений принятие и подписание ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2017 года, которым в ст. 19 и 20 ФЗ Об оружии вводится обязанность военнослужащих, уволенных с военной службы, и их наследников регистрировать кортики, выданные военнослужащим при увольнении, и получать пожизненные разрешения на их хранение. Данные разрешения не будут выдаваться лицам, имеющим медицинские противопоказания к владению оружием. Право на приобретение данных кортиков иными способами (покупка, получение в дар и т.п.) и на их сбыт путем продажи, дарения и т.п. сделок ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ не предусматривает. Правила приобретения и иного оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, лицами, не являющимися военнослужащими или их наследниками, и правила оборота других видов современных кортиков ФЗ Об оружии не предусматривает.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм УК РФ о незаконных действиях с видами оружия, указанными в них, по степени опасности конкретных видов оружия.

Решение

Необходимо декриминализировать незаконный оборот всех видов холодного оружия.

К началу списка инициатив