Скажу кратко. Начинающий водитель создает помех больше, чем сам предполагает. И только когда он становится опытным водителем, понимает, что водительское удостоверение - это право продолжать обучение самостоятельно, а не подтверждение того, что он умеет ездить.
Для разгрузки дорог общего пользования и снижения уровня ДТП предлагаю ввести повсеместное разделение водителей на два основных статуса: начинающий и опытный (рабочие названия, при возможной реализации инициативы можно поменять на другие, возможно менее обидные для начинающих).
Определения.
Начинающий - тот, который только что получил водительское удостоверение.
Опытный - водитель со стажем не менее трех лет, подтвердивший наличие навыков вождения на специальном экзамене.
Как стать начинающим?
Как и сейчас. Сдать экзамены и получить водительское удостоверение.
Как стать опытным?
Сдать повторный экзамен по истечении 3 лет с момента получения ВУ. Я сейчас не буду фантазировать, что должно входить в этот экзамен, но он однозначно должен быть намного сложней, чем обычный экзамен, и однозначно не должен вызывать трудностей у водителя со стажем.
Лишенный права управления опытный водитель остается опытным по истечении срока лишения права. Нет необходимости повторно сдавать один и тот же экзамен.
Маркировка.
Начинающий водитель перед началом движения обязательно должен убедиться, что на автомобиле установлена съемная маркировка, однозначно указывающая остальным участникам движения, что за рулем неопытный водитель. Маркировка должна быть съемной, поскольку к управлению одним и тем же ТС могут быть допущены водители разных категорий. Думаю, самое разумное - стандартный плафон с подсветкой установленный на крышу ТС по аналогии с плафоном "такси".
Ограничения.
1. Запрет движения по дорогам общего пользования в пиковые для региона часы.
2. Запрет движения со скоростью более 80 км/ч независимо от наличия знаков, разрешающих скорость выше.
3. Запрет перевозки детей до 12 лет.
4. Запрет работы водителем по найму.
5. Дополнительные категории (C,D,E) возможно открыть только после получения статуса опытного водителя.
3. Меры за нарушения ПДД жестче, чем в применении к опытным водителям. И выражаться это должно не более высокими суммами, а расширенным списком нарушений, за которые начинающий лишается права управления ТС.
3.1. Езда без маркировки - лишение.
3.2. Превышение допустимой скорости на 20 км/ч - лишение (за исключением случаев видеофиксации автоматическими комплексами).
3.3. Езда по дорогам общего пользования в пиковое время - лишение.
А сейчас-то что делать?
Ничего не остается как всех существующих водителей приравнять к опытным, законы обратной силы не имеют. А вот уже новые поступления в армию автолюбителей сразу после ввода данной нормы снабжать всей необходимой атрибутикой.
Что касается иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ, их тоже придется приравнять к опытным, но на езду в пиковое время надо будет все же получать специальное разрешение.
Практический результат
Мгновенно никакого, но через 2-3 года после начала эта инициатива будет способствовать снижению ДТП, увеличению пропускной способности дорог, особенно в пиковое время, защите детей от неопытности их родителей, родственников и друзей родителей и родственников.