Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф62216
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота наименее опасного вида оружия в целях соблюдения положений ст.2 Конституции РФ и общих принципов международного права

Существует необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного оружия, учитывая положения ст. 2 Конституции РФ, декриминализацию Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также декриминализацию незаконного оборота холодного оружия во многих странах мира.
Вышеуказанные обстоятельства и установление ограничений на торговлю холодным и иным оружием, имеющим культурную ценность, и на приобретение старинного (антикварного) холодного оружия в 2012 году, повлекли обращение в Конституционный Суд РФ по вопросу законности осуждения за незаконный сбыт двух иностранных кортиков и вынесение Конституционным Судом РФ Постановления от 17 июня 2014г. N 18-П, в котором были признаны отсутствие правил оборота антикварного холодного оружия до 2012 года, отсутствие правил оборота многих других видов холодного оружия, означающие их нахождение в свободном обороте и, следовательно, законность их сбыта, изготовления и иного оборота, а также отсутствие четких правил сбыта видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах.
При этом ч. 4 ст. 222 УК РФ признана несоответствующей Конституции РФ в части наличия ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, что означает декриминализацию его незаконного сбыта.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Наказания, предусмотренные в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений.
Строгость наказаний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 УК РФ, повлияла на вынесение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2017г. N 18-П, декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но для полного соблюдения положений Конституции РФ требуется декриминализация всех незаконных действий с холодным оружием, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, и внесение в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ других изменений, смягчающих наказания и упорядочивающих меры ответственности и наказаний за незаконные действия с различными видами оружия и патронов по степени их опасности.
Фактически Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П остается неисполненным в нарушение ФКЗ О Конституционном Суде и ст. 1 УК РФ, поскольку признание Постановлением Конституционного Суда нормы закона частично или полностью несоответствующей Конституции РФ требует внесения законодателем изменений данную норму, а изменения в УК РФ вносятся только федеральными законами, подлежащими включению в УК РФ. При этом норма, признанная частично или полностью несоответствующей Конституции РФ, утрачивает силу в части ее несоответствия Конституции РФ с момента его вынесения, а Постановление Конституционного Суда имеет силу закона и действует непосредственно до внесения законодателем соответствующих изменений в данную норму.
Привлечение к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с оружием влияет на возможность владения оружием по лицензии, поскольку в ст. 13 ФЗ Об оружии к обстоятельствам, исключающим получение лицензии на приобретение оружия и влекущим аннулирование лицензии или разрешения на оружие отнесено, в частности, наличие судимости за умышленное преступление, отбывание уголовного наказания за преступление и повторное привлечение в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления (главы 20 и 19 КоАП РФ).
С 30 января 2020 года планируется вступление в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», которым будет введен запрет на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии, а также на продажу, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, лицам, не имеющим оснований на приобретение оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии.
Таким образом, данным ФЗ вводятся запреты на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, которое будет означать введение полного запрета на оборот лицами без гражданства видов гражданского оружия, приобретение которых ограничено, что может привести к полному запрету на оборот лицами без гражданства гражданского оружия, и существенно ограничит законные права как лиц без гражданства, так и всех лиц, находящихся на территории РФ, что повлечет их массовое привлечение к административной или уголовной ответственности, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного, газового, метательного и огнестрельного оружия.
Наиболее вероятно массовое привлечение к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и к уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия владельцев охотничьих ножей, кинжалов и тесаков, а также иного холодного оружия, не запрещенного к обороту, поскольку критерии признания предмета холодным оружием устанавливаются только экспертом при проведении криминалистической экспертизы холодного оружия, но данные критерии являются сильно завышенными и не могут означать отсутствие у предмета поражающих свойств, способных повлечь причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку при достаточной безопасности предмета для лица, его применяющего.
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить и большую опасность стрелкового оружия.
Данным ФЗ только уточняются право на хранение и сбыт видов гражданского оружия, приобретение которого ограничено лицензированием без регистрации в уполномоченных органах или иными формальными условиями приобретения оружия, не подлежащего указанной регистрации, определенными лицами, но не вводятся правила оборота видов гражданского оружия, правила приобретения которых не предусмотрены ФЗ Об оружии, и видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, а также правила оборота старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, лицами, которые приобрели данные виды оружия до 31 декабря 2018 года или до 23 июля 2012 года. Поэтому хранение и сбыт (за исключением торговли гражданским оружием), а также иной оборот всех вышеперечисленных видов оружия (за исключением производства гражданского оружия, включающего его изготовление и ремонт, ограничений, установленных на ношение конкретных видов гражданского оружия ФЗ Об оружии и подзаконными актами, принятыми для реализации его положений, и ограничений, установленных на ношение всех видов оружия ст. 31 Конституции РФ) будут разрешены любым лицам и после 30 января 2020 года, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
По смыслу положений ФЗ Об оружии, любое лицо может свободно приобретать холодное оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии.
Для четкого регулирования правил оборота всех видов оружия, необходимо внесение изменений в ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ, вводящих правила приобретения и иного оборота всех видов гражданского оружия и правила оборота всех видов оружия, отменяющих установленные на приобретение холодного оружия, имеющего культурную ценность, и иного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а также четко распределяющих ограничения на оборот оружия по степени опасности конкретных его видов.
Вышеизложенное указывает на необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного оружия и других видов оружия, не представляющих большей опасности, нежели виды оружия, не указанные в ст. 222 и 223 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям только противоправных деяний, представляющих общественную опасность в ст. 14 УК РФ.
Административная ответственность, применимая ко многим формам незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, в КоАП РФ отсутствует, при этом в ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу предметов, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, но данная норма предусматривает необязательное наказание в виде конфискации предметов и относится к правонарушениям в сфере предпринимательства. Привлечение к ответственности по ст. 14.2 не влечет ограничения права на владение оружием по лицензии и других ограничений, установленных законодательством для лиц, привлеченных к ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, к которым относятся нарушения в сфере оборота оружия (ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ), но наличие наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения создает угрозу распространения случаев безвозмездного изъятия у владельцев ценного холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других видов оружия. При этом условия для привлечения владельцев оружия по ст. 14.2 КоАП РФ могут создаваться намеренно, в целях безвозмездного получения оружия в собственность заинтересованных лиц, путем провоцирования незаконной продажи оружия его владельцем или фабрикации дела о незаконной продаже оружия, при отсутствии признаков данного административного правонарушения (при попытке незаконной продажи оружия или наличии нарушений правил продажи оружия в случае его законной продажи, при ином его сбыте, выданном за продажу, или передаче оружия под залог, в случае продажи предметов, не являющихся оружием, или при наличии заблуждения их владельца относительно их принадлежности к оружию и т.п.).
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретается без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку, и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии, а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, которые не запрещено проводить и в отношении антикварного холодного оружия, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Морские и иные военные кортики производства Германии не соответствуют критериям холодного оружия по причине изготовления рукоятей из хрупких материалов (дерево, покрытое тонкой пластмассой, делающей рукоять неудобной для удержания и травмоопасной, слоновая кость и т.п.), отсутствия заточки лезвий и острия клинка (у морских кортиков производства Германии), а также меньшей твердостью клинка (не более 25 HRC), соответствующей сувенирным изделиям, но не холодному оружию. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Таким образом, сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, наличие административной ответственности за определенные нарушения правил оборота только оружия, а не других предметов, сходных с ним по степени опасности, и сохранение в ФЗ Об оружии и подзаконных актах ограничений только на оборот холодного оружия, при наличии избыточных критериев отнесения предметов к холодному оружию, нарушают ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывают высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к административной или уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к холодному оружию, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Допустима полная отмена ограничений на оборот холодного оружия, учитывая его заменяемость бытовыми предметами и другими видами оружия при совершении преступлений, уровень вооруженности силовых структур и граждан, позволяющий равным образом пресекать нападения с применением холодного оружия и других предметов, и более частое его использование в целях коллекционирования, чем в преступных целях, а также постепенное снятие холодного оружия с вооружения армий различных стран мира и свободный оборот холодного оружия, состоящего на вооружении армий различных стран, во многих странах мира.
Отдельная уголовная ответственность за все виды незаконных действий с любыми видами оружия отсутствовала в России до 1917 года.
В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям.
В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась. При этом ответственность была предусмотрена за производство выстрела в нарушение установленных правил и в случаях, когда могут пострадать люди, и за противоправное применение или попытку применения против другого человека оружия, ножа, меча или иного опасного для жизни человека предмета.
Следует отметить, что уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия существовала в СССР на общесоюзном уровне только с 1935 по 1959 год (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством») и была установлена в РСФСР в 1935 году (ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926 г.). В УК других союзных республик данная ответственность была установлена в 1935 и 1936гг.
В УК РСФСР и большинства других союзных республик за незаконные хранение, ношение, сбыт и изготовление холодного оружия было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, но наказание в виде лишения свободы за данные деяния отсутствовало общесоюзном законодательстве (ст. 2 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством»), и в УК Туркменской ССР 1927г. (ст. 194.1).
В проекте УК СССР 1939г. планировалось установление за вышеуказанные незаконные действия с холодным оружием наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 293), но данный проект не был утвержден и в СССР так и не был принят общесоюзный уголовный кодекс.
С 1961 года наказание в виде лишения свободы было отменено в уголовном законодательстве Молдавской ССР (ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР 1961г.).
С 1961 по 1974 год в ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г. максимальный срок наказания в виде лишения свободы за незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия составлял 1 год, а в значительной части других союзных республик указанный срок лишения свободы сохранялся до распада СССР. При этом в ряде стран СНГ указанный максимальный срок наказания сохранен, а в части стран наказание в виде лишения свободы за незаконные действия с холодным оружием отменено или они декриминализированы.
В УК Кыргызстана 1997г. были установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия, чем за иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность (ст. 241 и 242). При этом было декриминализировано только незаконное хранение холодного оружия, а наказания за незаконный оборот видов огнестрельного оружия, влекущий уголовную ответственность, не являющийся его незаконным изготовлением или ремонтом, усиливались постепенно.
В УК Кыргызстана 2017г., вступившим в силу с 1 января 2019 года, установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия (ст. 253 и 254), т.е. незаконное изготовление всех видов оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность в любом случае влечет менее строгое наказание, чем незаконные приобретение, ношение, сбыт и иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность.
Со времени вступления в силу УК Кыргызстана 1997г. и до исключения из него наказания в виде ареста в 2007 году наказание в виде лишения свободы было отменено за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 242). С 2007 по 2018 год за данное деяние было установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года (ч. 4 ст. 242), а с 1 января 2019 года наказание в виде лишения свободы отменено за данное деяние в новом УК Кыргызстана 2017г. (ч. 1 ст. 254).
Уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия отсутствовала в УК Эстонской ССР 1961г., а в УК Литовской ССР 1961г. (ст. 235) была предусмотрена уголовная ответственность только за незаконные ношение холодного оружия и его изготовление с целью сбыта.
Таким образом, в Эстонской ССР незаконные действия с холодным оружием были полностью декриминализированы, а в Литовской ССР были декриминализированы его незаконные хранение, сбыт и изготовление без цели сбыта, учитывая действие на территориях Эстонской, Литовской и Латвийской ССР УК РСФСР 1926г. с 1940 по 1961 год.
В других союзных республиках криминализировались и декриминализировались отдельные незаконные действия с холодным оружием. В частности, при принятии с 1959 по 1961гг. УК РСФСР 1960г., новых УК Белорусской, Украинской, Грузинской, Туркменской, Таджикской и Армянской ССР, а также УК Латвийской ССР, принятого впервые, было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, но в УК Латвийской, Армянской, Молдавской и Казахской ССР было криминализировано его незаконное приобретение. С 1974 по 1987гг. были декриминализированы незаконное приобретение холодного оружия в УК Армянской ССР и его незаконное хранение в УК Азербайджанской и Узбекской ССР.
В КоАП Эстонской и Литовской ССР отсутствовала ответственность за незаконные действия с холодным оружием, поскольку в КоАП всех союзных республик первоначально устанавливалась ответственность только за определенные нарушения правил оборота огнестрельного оружия и незаконные действия с огнестрельным гладкоствольным охотничьим оружием, а ответственность за указанные действия с рядом других видов стрелкового или иного оружия либо со всеми видами оружия была введена в часть данных КоАП постепенно или вводилась при вступлении в силу новых КоАП части стран постсоветского пространства. При этом в СССР до 1984 года ответственность за административные правонарушения определялась различными законодательными актами (постановлениями и другими актами органов власти, а также соответствующими нормами УК РСФСР 1922 и 1926гг. и УК других союзных республик, в которых были приняты собственные УК (до 1960 и 1961гг.), законами СССР и союзных республик и другими законодательными актами (после 1960 и 1961гг.)), поскольку Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях были приняты только в 1980 году, а КоАП союзных республик принимались в 1984 и 1985гг.
До принятия новых УК во всех странах постсоветского пространства было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, в Казахстане было декриминализировано и незаконное приобретение холодного оружия, в Армении – незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, а в Узбекистане, Молдове и Грузии незаконный оборот холодного оружия был полностью декриминализирован.
Таким образом, в законодательстве Российской империи и СССР установление ответственности за незаконные действия с оружием долгое время было вопросом местного, а не общегосударственного значения, а с 1959г. законодательство союзных республик СССР об ответственности за незаконные действия с холодным оружием сильно различалось и достаточно часто изменялось, поэтому единых норм, устанавливающих ответственность и меры наказания за конкретные незаконные действия с холодным оружием на государственном уровне в Российской империи и СССР не существовало, что создавало условия для произвольного их установления властями на местах и влекло данные последствия в союзных республиках СССР, но такое распределение мер ответственности наказания делало прежнее законодательство более свободным по отношению к владельцам холодного оружия, которые имели возможность выбирать местности, расположенные в пределах территории государства, для удобного совершения действий с ним.
В РФ установлена единая уголовная ответственность за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, а установление уголовной ответственности на местном уровне противоречит положениям Конституции РФ (ст. 19 и п «м» и «о» ст. 71) и УК РФ (ст. 1).
Установление уголовной ответственности и мер наказаний за противоправные деяния на местном уровне нельзя считать правильным распределением мер ответственности за их совершение, учитывая равную степень их опасности на всей территории государства, но в случае с холодным оружием степень опасности, достаточная для криминализации незаконных действий с ним, отсутствует, поскольку оно не превосходит по своей поражающей способности бытовые предметы и часто заменяется ими при нападении или защите от него.
В настоящее время уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия полностью отсутствует во многих странах мира (Эстонии, Латвии (В УК Латвии 1998г. незаконные действия с холодным оружием были отнесены к уголовным проступкам до их полной декриминализации в 2004г.), Польше, Чехии, Словакии, Молдове, Узбекистане, Монголии, Болгарии и др. Частично данная ответственность отсутствует в целом ряде других стран мира. В УК Грузии предусмотрена ответственность за ношение холодного оружия лицами, подвергнутыми повторно административному наказанию за незаконное ношение холодного оружия или повергнутыми административному наказанию за употребление наркотиков, либо лицами, в отношении которых были выданы сдерживающие или охранные ордера (в период действия этих ордеров), либо лицами, судимыми за умышленное совершение менее тяжкого преступления или за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 238.1 УК Грузии, действующая с 2006г.), за исключением случаев ношения холодного оружия, которое не влечет нарушения публичного порядка либо создает явную угрозу такого нарушения, лицами, имеющих при себе холодное оружие: в целях личной гигиены; осуществления своей профессиональной деятельности; охоты, рыбной ловли или (и) сбора растительных продуктов; осуществления сельскохозяйственной или (и) животноводческой деятельности; при ношении национальной одежды, частью которой является холодное оружие (кинжал, сабля и другое). Ношение холодного оружия подразумевает наличие обстоятельств, когда лицо имеет при себе – держит в руках, носит на теле или прячет в одежде холодное оружие (ст. 181.1 КоАП Грузии и ст. 238.1 УК Грузии). При этом ответственность за ношение холодного оружия по ст. 181.1 КоАП Грузии возможна только в случае его ношения в общественных местах (не подлежат административной ответственности лица, имеющие право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия)). Действие ст. 238.1 УК Грузии не распространяется на лиц, в отношении которых были выданы сдерживающие или охранные ордера, если запрет на ношение холодного оружия предусматривался этими ордерами (ответственность за невыполнение требований и обязательств, предусмотренных данными ордерами с 2019 года установлена в ст. 381.1 УК Грузии). В КоАП Грузии также предусмотрена ответственность за нарушение правил о размещении информации о запрете продажи холодного оружия в общественных местах и его продажу несовершеннолетним лицам (ст. 182.2 КоАП Грузии). В УК Армении предусмотрена уголовная ответственность только за незаконное ношение холодного оружия (ч. 4 ст. 235 УК РА)). В УК КНР предусмотрена уголовная ответственность только за ношение холодного оружия и ножей на собраниях и ношения холодного оружия на общественном транспорте, совершенного при особо отягчающих обстоятельствах (ст. 297 и 130 УК КНР)). В УК Кубы предусмотрена уголовная ответственность только за ношение и хранение ножей, бритв и других режущих, колющих или тупых инструментов, при обстоятельствах, дающих основания полагать, что данные предметы будут использованы при совершении преступления или антиобщественного действия (ст. 214 УК Кубы)). В законодательстве Финляндии предусмотрена ответственность только за ношение ножа или иного инструмента, способного причинить смерть, заключенным (нормы редакции УК Финляндии 1889г., действующей в настоящее время), и нарушения правил оборота, ножей, бит, холодного оружия и других подобных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, ответственность за которые предусмотрена отдельными законодательными актами (Акт Об охране общественного порядка 2003г. и Акт О холодном оружии 1977г.)). В законодательстве Франции и ряда других стран Европы ответственность наступает только за ношение ножей и других подобных предметов с незаконной целью или при отсутствии доказательств законной цели. В США ответственность наступает за оборот кастетов, нунчаков, тростей-шпаг и иного холодного оружия, запрещенного к обороту в США, а также нарушения, установленных законами отдельных штатов, правил ношения кинжалов и иного разрешенного холодного оружия)).
В УК Таджикистана с 2004 года отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот холодного оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного оружия, совершенные повторно после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ). При этом в законодательстве Таджикистана за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного и метательного оружия установлены административная и уголовная ответственность одновременно, поскольку за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт холодного и метательного оружия, совершенные повторно в течение года после привлечения к административной ответственности, установлена уголовная ответственность (ч. 4 ст. 195 УК РТ), но за приобретение, хранение, передачу другим лицам или продажу гражданами холодного оружия без разрешения уполномоченного органа, совершенные повторно в течение года после привлечения к административной ответственности, в ч. 2 ст. 492 КоАП Таджикистана установлена административная ответственность, а в ч. 3 ст. 492 установлена административная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт или ношение кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия, в том числе метательного оружия. Критерии, отграничивающие административную ответственность за указанные деяния от уголовной, в КоАП и УК Таджикистана отсутствуют.
Подобное нечеткое распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием предусмотрено в УК и КоАП Украины, поскольку в ч. 2 ст. 263 УК Украины предусмотрена ответственность за ношение, сбыт, изготовление или ремонт холодного оружия без предусмотренного законом разрешения, а в ст. 190 КоАП Украины предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, передачу или продажу холодного оружия, без разрешения органов внутренних дел. При этом ответственность по ст. 190 КоАП Украины наступает за совершение данных деяний как впервые, так и повторно, но никаких критериев отграничения административной ответственности за продажу холодного оружия без разрешения от уголовной ответственности за его сбыт без разрешения в УК и КоАП Украины не предусмотрено.
Продажа холодного оружия без разрешения органов внутренних дел влечет административную ответственность по ст. 190 КоАП Украины, а иной его сбыт без разрешения указанных органов либо продажа холодного оружия, не подлежащего регистрации в органах внутренних дел, или запрещенного к обороту законодательством Украины об обороте оружия, без предусмотренного законом разрешения, влечет уголовную ответственность, учитывая отсутствие четких критериев, отграничивающих административную ответственность за продажу холодного оружия без разрешения органов внутренних дел от уголовной ответственности за его сбыт без предусмотренного законом разрешения. При этом ответственность наступает именно за действия с оружием, совершенные без предусмотренного законом разрешения, что затрудняет привлечение к ответственности за незаконные действия с оружием, на совершение которых получение разрешения не требуется, или за действия с запрещенным к обороту оружием. Наибольшие затруднения вызывает отсутствие на Украине закона об оружии и регулирование его оборота только иными нормативно-правовыми актами.
В УК Казахстана 2014г. незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия являются уголовными проступками (ч. 1 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 УК РК), которые влекут уголовную ответственность, но не влекут судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2022 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2019 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста ранее было приостановлено до 1 января 2020 года, но приостановление ее действия было продлено до 1 января 2022 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
Ответственность за незаконные действия с холодным оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.).
Таким образом, в большинстве стран мира ограничения и меры ответственности предусматриваются применительно к случаям нарушения правил ношения холодного оружия и любых предметов, которые могут быть применены в качестве оружия, либо меры уголовной или иной ответственности отсутствуют полностью, что свидетельствует об отсутствии той степени значимость для общества и государства проблемы оборота холодного оружия и ответственности за нарушение его правил, которая указывает на необходимость введения ограничений на оборот холодного оружия и ответственности за их нарушение, тем более, установления именно уголовной ответственности и долгое поддержание таких мер, и на риски привлечения к ответственности и иных ограничений прав лиц, не совершивших никаких противоправных деяний с применением холодного оружия и не имевших умысла на их совершение, при отсутствии реальных ограничений для лиц, совершающих насильственные преступления, которые могут использовать любые виды оружия или бытовые предметы и их части, которыми может быть причинены вред здоровью или смерть человеку, либо применять насилие без использования каких-либо предметов.
Уголовное дело, по которому было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П, было передано в Пресненский районный суд г. Москвы на новое судебное рассмотрение, согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 05.11.2014 № 109-П14 «О возобновлении производства по уголовному делу о незаконном сбыте холодного оружия в связи с выявленной Конституционным Судом РФ правовой неопределенностью регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность», при этом постановление о прекращении данного уголовного дела с оправданием осужденного лица было вынесено только 16 марта 2015 года и не опубликовано до настоящего времени.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного оружия, учитывая как отсутствие отдельной уголовной и иной ответственности за другие незаконные действия с ним именно как с холодным оружием, так и его наименьшую опасность в сравнении с другими видами оружия, в целях соблюдения положений Конституции РФ, экономии мер уголовной репрессии и упорядочивания правовых норм.

Практический результат

Необходимо декриминализировать незаконный оборот всех видов холодного оружия как наименее опасных видов оружия.

Решение

Соблюдение положений Конституции РФ, обеспечение более эффективного всестороннего и полного расследования уголовных дел о насильственных, имущественных и других преступлений путем уменьшения количества норм о незначительных деяниях, отнесенных к преступлениям, и иных излишне криминализированных преступлениях, усиление противодействия коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм.

К началу списка инициатив