Одна из самых больших проблем российской экономики - нехватка денег в реальном секторе, особенно средних и длинных. Теоретически доказано, что для адекватного функционирования коэффициент монетизации должен составлять как минимум 80–120% ВВП. В Европе он действительно составляет около 110%; в Китае - почти 200%, а в США - под 300%. В России же на протяжении длительного периода он варьирует между 40% и 50%. И обосновывают этот низкий коэффициент якобы необходимостью поддержанием низкой величины инфляции.
Между тем, негативное влияние профицита бюджета на экономический рост доказано мировой теорией и практикой. Профицит бюджета означает, что из экономики через налоги, пошлины, акцизы и прочие фискальные инструменты, изымается больше средств, чем потом через госрасходы в нее возвращается. Он связан с повышенной нагрузкой на экономику, является дополнительным и весьма существенным фактором сжатия государственного спроса, поскольку означает резкое сокращение реальных расходов бюджета внутри страны, снижает общую результативность и эффективность использования бюджетных средств. В конечном счете профицит бюджета сдерживает экономический рост, не позволяет реализовать возможности перехода на высокие технологии, инновационный путь развития и добиваться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, парализуя решение острых социальных проблем.
Поэтому неудивительно, что в большинстве стран мира действует правовая норма, запрещающая формировать и утверждать профицитный бюджет, которая, кстати, действовала и в РФ до 2001 года. Дефицит бюджета в разумных, умеренных пределах заставляет правительство изыскивать дополнительные резервы для его покрытия, приводит к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, а, следовательно, способствует росту покупательной способности и расширению национального производства.
Бывший министр экономического развития Максим Орешкин предрек российской экономике «взрыв». Но не роста. По его мнению, уже в 2021 году в стране лопнет пузырь, надувшийся на рынке потребительского кредитования. И если сейчас ничего не делать, то пострадают и граждане, и экономика. ВВП может обвалиться сразу на 3%, страна уйдет в рецессию, разразится полномасштабный кризис.
Общий объем кредитов, выданных банками населению, вырос в первом квартале 2019 года до 15,4 трлн рублей, а уровень закредитованности домохозяйств в среднем по России увеличился до 28% (год назад составлял 23%). В некоторых регионах этот показатель превысил 50% (Калмыкия, Тыва). Выше 40% закредитованность домохозяйств в Чувашии, Иркутской области, ХМАО-Югре.
По подсчетам самого Максима Орешкина, экстраполируя ситуацию, опираясь на данные прошлого года, долг россиян достигнет критической массы уже через два года, из потребительского спроса выпадет более 2,5 трлн руб., и это, в свою очередь, запустит рецессию.
Михаил Мишустин высказался против списания долгов россиян по кредитам. По его мнению, это приведет к банкротствам банков. Однако, списание кредитной задолженности граждан РФ за счет средств профицита бюджета наоборот снизит долговую нагрузку граждан, улучшит качество кредитных портфелей банков и запустит экономический рост в стране в связи с появлением денежных средств у граждан РФ, повышением их покупательской способностью.
В настоящее время большинство граждан испытывают сложности с погашением текущих потребительских кредитов и ипотеки, многие имеет просрочки по кредитам, не позволяющие не только вести нормальный образ жизни, но и обеспечивать себя необходимым для жизни минимумом.
Объем ФНБ на начало 2019 года составил 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП). Федеральным законом о бюджете на плановый период 2020–2021 годов предусмотрено, что в 2020 году ФНБ будет «доращен» и составит 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), а в 2021 году увеличится еще до 11,5 трлн рублей (9,7% ВВП). К концу 2022 года объем фонда практически удвоится, перевалив за 12% ВВП, превысив объемы государственного и корпоративного внешнего долга, что, с точки зрения теории, лишено экономического смысла.
Таким образом, решением проблемы закредитованности населения, отсутствием возможности гражданам РФ в полной мере погашать свои кредитные обязательства, имея при этом хоть какие-то сбережения (например, 5-10% от доходов), а также проблемы отсутствия экономического роста в стране, является направление части денежных средств, направляемых в ФНБ на погашение задолженности граждан РФ перед кредитными организациями.
Действующим премьер-министром РФ дано указание членам Правительства РФ пересмотреть федеральный бюджет для реализации посланий Президента РФ, в том числе с целью увеличения социальных выплат граждан РФ.
Практический результат
Экономический рост страны, рост реальных доходов населения, рост покупательской способности, развитию предпринимательства и любого рода бизнесу, возможностью масштабного снижения ставки рефинансирования и пересмотра денежно-кредитной политики страны.
Повышение инвестиционного климата в стране ввиду повышения спроса на товары и услуги компаний потребительского и производственного секторов.
Погашение задолженности по оплате ЖКУ ввиду освобождения денежных средств населения, расходующих большую часть дохода на погашение процентов по действующим кредитам.