Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
33Ф62464
Уровень инициативы:
Федеральный

Сохранить уникальный археологический комплекс «Танаис» от разрушения

Археологический музей-заповедник «Танаис» - первый и один из самых крупных археологических музеев страны под открытым небом. Танаис - самое северное из известных греческих поселений. Он был основан в III веке до н.э. и являлся важным связующим центром между греческим и степным миром. Раскопки здесь начались в середине XIX века, а с 1955 года под руководством Д.Б.Шелова начались систематические исследования, продолжающиеся и по сей день. На сегодняшний момент в экспедиции участвуют ученые, студенты и волонтеры из Ростова-на-Дону, Таганрога, Владимира, Орехово-Зуево, Москвы и Варшавы.
Сегодня памятник находится в опасности. Несмотря на очевидную ценность, администрация музея больше не считает археологические исследования и научную сторону работы музея полезными и заслуживающими внимания. Администрация музея объясняет это стремлением расширить развлекательную деятельность для привлечения людей. «Ваша наука никому не интересна» - считает администрация. С такой позицией мы в корне не согласны.
Вместо того, чтобы наладить диалог с научным отделом и вместе работать на благо музея, руководство ведет наступление на ученых. В частности, администрация музея сознательно создает все условия, чтобы квалифицированные работники увольнялись, а на их места приходили непрофессиональные кадры. Из-за этого под угрозой сейчас находится работа музея с фондами — зав. сектором учета и главный хранитель доведены до увольнения, а спешно назначенные на их места люди не имеют должного опыта и знаний ни в археологии, ни в фондовой работе.
До увольнения квалифицированных сотрудников доводит полное непонимание директором приоритетов работы научных сотрудников. Археологам приходится брать отпуска для участия в раскопках на территории музея, так как, по мнению В.И. Перевозчикова, археологией сотрудники археологического музея-заповедника могут заниматься лишь в свободное от основной работы время. При этом интересно, что в конце каждого экспедиционного сезона именно дирекция музея рада сообщить СМИ, как много интересных находок было открыто - открыто сотрудниками, которые официально не имеют права копать на территории музея.
Также администрация музея радостно присваивает себе заслуги, когда сотрудники музея (перерабатывая по личной инициативе и без поддержки директора) успешно организовывают конференции и выставки — так было в случае выставки «Танаис - город на краю Ойкумены» и международной конференции «Археология античного Боспора и Причерноморья», организованной С.М.Ильяшенко и сотрудниками фондов. Дополнительные усилия, которые потратили сотрудники музея на организацию, не только не были оценены директором, наоборот - зарплата некоторых сотрудников по итогам мероприятий только уменьшилась.
Позиция директора и его кадровая политика заключаются в том, что музей — это прежде всего развлекательное заведение, призванное привлечь посетителей любыми способами. Это приводит к плачевному состоянию работы музея. Если выставочная композиция музея или рассказ экскурсовода слишком скучны для обывателя, то, как считает руководство музея, их можно дополнить и разнообразить вымышленными или взятыми из сомнительных источников фактами. На должность экскурсоводов при этом берутся люди, не имеющие никакого отношения не только к археологии, но и к исторической науке вообще. Для работы с фондами также берут людей без опыта и нужного образования (выпускникам исторического факультета в приеме на работу при этом отказывают). Фонды заполняются не имеющими отношения к памятнику предметами — периодической литературой, низкокачественной сувенирной продукцией, реконструкциями костюмов, не имеющими под собой научной основы, в то время как огромный массив необработанных коллекций ждет своей научной обработки.
Кроме того, в этом году без каких-либо объяснений со стороны директора, было впервые отказано в привлечении к фондовой и музейной работе студентов-волонтеров исторического факультета Южного Федерального Университета. Так разрушаются связи, которые формировались последние 20 лет.
Экспозиция под открытым небом также под угрозой - администрация музея финансирует строительство хозяйственных построек и ремонт бордюров, но не уход за действующей экспозицией. Работа на городище ограничивается прополкой, когда на самом деле нужен постоянный и профессиональных уход реставраторов за упавшими из-за погодных условий кладками подвалов и помещений. Кроме того, новые изученные участки памятника не музеефицируются и за ними не ухаживают должным образом — в результате в этом году пришлось засыпать уникальную дорогу эллинистического времени, раскопками которой занимались последние несколько лет.
Вышеперечисленного оказалось мало, и директор сократил должность «заместителя директора по научной работе» — последнее связующее звено между дирекцией музея и научными сотрудниками. Сергею Михайловичу Ильяшенко, кандидату исторических наук, который занимал эту должность с 2017 года и проработал в музее в общей сложности 30 лет, предложены должности «археолога» с окладом в 6 349 рублей или «специалиста по обеспечению сохранности объектов культурного наследия» (оклад — 8 170 рублей). Новое штатное расписание музея утверждено Министерством культуры Ростовской области. При этом должность «археолог» отсутствует в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011, № 251н).
Мы считаем, что всех этих мер и вытекающих из них проблем можно избежать, если захотеть наладить диалог между научными сотрудниками и администрацией музея. Мы абсолютно уверены, что научная, просветительская и развлекательная деятельность музея могут и должны комфортно сосуществовать, если руководствоваться здравым смыслом. Примером этого может стать множество музеев страны (например, Государственный исторический музей, Музейное объединение «Музей Москвы», ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник).

Практический результат

Дальнейшее проведение археологических исследований памятника федерального значения городища Танаис на высоком профессиональном уровне.
Возможность привлечения квалифицированных кадров (с профильным образованием) с целью организации консервационных и реставрационных работ, учёта, хранения и научной обработки коллекций музея-заповедника.
Дальнейшее развитие сотрудничества музея-заповедника с высшими учебными заведениями (база практики студентов, сохранение научной школы, развитие волонтёрства в сфере культуры).
Проверка специалистами-историками текстов экскурсий. Донесение до посетителей актуальной, объективной и научно-обоснованной информации.

Решение

Для разрешения катастрофической для археологического музея-заповедника ситуации необходимо:
вернуть должность «заместителя директора по научной работе»;
сформировать подразделение, позволяющее музею специализированно заниматься археологическими исследованиями;
привлечение квалифицированных кадров (с профильным образованием) с целью организации консервационных и реставрационных работ, учёта, хранения и научной обработки коллекций музея-заповедника;
при отсутствии возможности найма квалифицированных экскурсоводов, сформировать при помощи ученых-историков курс переподготовки/повышения квалификации для существующего штата;
ввести правила проверки специалистами-историками всех текстов, касающихся экспозиции музея;
способствовать развитию волонтерского направления музея, не препятствовать работе волонтеров из сотрудничающих с музеем-заповедником высших учебных заведений.

К началу списка инициатив