Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф63911
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконных сбыта и изготовления всех видов метательного оружия

Существует необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления метательного оружия, учитывая не большую опасность метательного оружия, чем пневматического и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, декриминализацию незаконных приобретения и ношения метательного оружия в 2003 году и отнесение всех видов предметов метательного действия, являющихся оружием (метаемого холодного оружия), к бросковому метательному оружию с 30 января 2020 года.
Традиционные виды метательного оружия (пращи, рогатки, луки и арбалеты) менее опасны, чем пневматическое оружие, поскольку они менее пригодны для совершения преступлений, ввиду своих характеристик и отсутствия сходства по внешнему виду с боевым огнестрельным оружием. Современные виды метательного оружия не более опасны, чем пневматическое оружие, т.к. отличаются от него только механическим устройством для метания снаряда, при этом многие предметы, сходные по опасности для жизни и здоровья человека с метательным оружием, сертифицированы как предметы бытового назначения (ружья для подводной охоты, луки и арбалеты для развлекательной стрельбы и т.п.).
До 2003 года в РФ предусматривалась уголовная ответственность за незаконные приобретение и ношение холодного оружия (ч. 4 ст. 222 УК РФ), при этом его незаконное приобретение являлось преступлением только с 1997 – 2003гг., а ранее ответственность за данное деяние в законодательстве РСФСР и РФ не предусматривалась (ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г.).
ФЗ от 8 декабря 2003г. N 162-ФЗ незаконные приобретение и ношение были декриминализированы, но была сохранена уголовная ответственность за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), что нелогично и противоречит положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ и ст. 14 УК РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Наказания, предусмотренные за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, являются излишне строгими и несоответствующими степени опасности данных деяний.
При этом в ч. 4 ст. 222 УК РФ предусмотрена ответственность только за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, не имеющего культурной ценности, в том числе метательного оружия, а наиболее строгим видом наказания является наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового. При этом за незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а также за незаконные изготовление, переделку или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию. Наиболее строгий вид наказания, предусмотренный в ч. 4 ст. 223, равен указанному виду наказания, предусмотренному в ч. 4 ст. 222, за исключением установления минимального размера дополнительного наказания в виде штрафа (50 тысяч рублей). При этом дополнительное наказание в виде штрафа за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия и другие подобные незаконные действия, указанные в ст. 223 УК РФ, было введено только с 1 июля 2011 года.
Менее строгие чем наказание в виде лишения свободы виды наказания (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест (не применяющийся вид уголовного наказания) и принудительные работы), также являются излишне строгими и не соответствуют степени опасности данных деяний.
При этом наказания, предусмотренные в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, являются более строгими, нежели наказания за подобные деяния во многих странах мира, в которых за их совершение предусмотрена уголовная ответственность, и наказания за целый ряд насильственных и других опасных преступлений.
Строгость наказаний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 УК РФ, повлияла на вынесение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2017г. N 18-П, декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но для полного соблюдения положений Конституции РФ требуется декриминализация всех незаконных действий с холодным оружием, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, и внесение в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ других изменений, смягчающих наказания и упорядочивающих меры ответственности и наказаний за незаконные действия с различными видами оружия и патронов по степени их опасности.
Учитывая отсутствие в прежнем уголовном законодательстве ответственности за незаконные действия с газовым и метательным оружием, а также огнестрельным оружием ограниченного поражения, выделенным в отдельный вид оружия только с 2011 года, и декриминализацию в законодательстве СССР незаконного оборота огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия с последующей криминализацией и декриминализацией незаконных действий с любым или гражданским гладкоствольным огнестрельным оружием в ст. 222 УК РФ, а также наличие в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ административной ответственности за незаконную продажу видов огнестрельного оружия, указанных в ч. 4 ст. 222 УК РФ, и отсутствие уголовной ответственности незаконные действия с указанными видами оружия в части стран СНГ и ряде других стран мира, допустима полная декриминализация деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, или замена ответственности за их совершение уголовной ответственностью за незаконный оборот огнестрельного оружия и видов оружия, сходных с ним по степени опасности, повлекший тяжкие последствия и декриминализация менее опасных деяний.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного и метательного оружия, в особенности, не повлекших наступления тяжких последствий.
До 30 января 2020 года в ст. 6 ФЗ Об оружии был запрещен оборот на территории РФ в качестве гражданского и служебного оружия сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях.
В п. 3.2 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» виды холодного оружия, предназначенные для поражения цели на расстоянии путем их метания рукой, отнесены к метаемому холодному оружию.
До 30 января 2020 года в ст. 1 ФЗ Об оружии к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства, что отличает его от пневматического, огнестрельного и других видов оружия, но допускает отнесение к метательному оружию пистолетов, револьверов, ружей, винтовок и других подобных предметов, действующих по принципу использования для метания снаряда энергии механического устройства.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ с 30 января 2020 года к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии, метаемое с использованием мускульной силы человека (метательное бросковое оружие), а также оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядами, метаемыми с использованием механической энергии (метательное стрелковое оружие).
К метательному стрелковому оружию отнесено метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели, а к метательному бросковому оружию - метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска).
Введено определение метаемого снаряда, к которому отнесено устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Таким образом, метаемые снаряды четко отграничены от холодного оружия и броскового метательного оружия.
Перечень видов охотничьего оружия дополнен только охотничьим метательным стрелковым оружием, не имеющим механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющим механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее - охотничье метательное стрелковое оружие).
Следует отметить, что метательное оружие было включено в перечень видов охотничьего оружия в Законе Об оружии 1993г., могло быть приобретено гражданами, имеющими лицензию на приобретение любого огнестрельного оружия, и не подлежало регистрации, но охота с подобными видами оружия была запрещена, а приобретение гражданами многих видов спортивного оружия было запрещено.
В ФЗ Об оружии метательное оружие было исключено из перечня видов охотничьего оружия и был введен запрет на оборот сурикенов, бумерангов и других предметов метательного действия, за исключением спортивных снарядов (ст. 6 ФЗ Об оружии).
Отсутствие правил приобретения большинства видов метательного оружия и наличие права на приобретение части видов оружия, имеющего культурную ценность, только по лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемой гражданам РФ, оставляет нерешенным вопрос о праве на приобретение метательного оружия иностранными гражданами, поскольку перечень видов гражданского оружия, на приобретение которых иностранные граждане могут получить лицензию, действующую не более 10 дней со дня приобретения оружия, т.е. до истечения срока его вывоза из РФ, не предусмотрен в ст. 14 и других нормах ФЗ Об оружии. При этом как наличие, так и отсутствие права на приобретение данного оружия носит дискриминационный характер и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), учитывая отсутствие четких правил приобретения иного оборота многих видов холодного и метательного оружия, а также степень опасности броскового и иного метательного оружия, поскольку наличие указанного права у всех иностранных граждан, получивших в РФ лицензию на приобретение гражданского оружия, означает наличие запрета на приобретение части видов данного оружия именно многими категориями граждан РФ, имеющих право на приобретение и (или) хранение других видов оружия, а отсутствие данного права у всех иностранных граждан означает установление для них ограничений на приобретение оружия, представляющего меньшую опасность, нежели наиболее опасные виды гражданского оружия, которые они имеют право приобретать по лицензии, что нелогично и не соответствует степени опасности метательного оружия. Поэтому необходимо введение права любых граждан на приобретение конкретных видов метательного оружия по лицензии или без лицензии.
Учитывая необоснованность наличия в ФЗ Об оружии запрета на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства, следует отменить указанный запрет и ввести право на приобретения ими метательного и иного оружия в порядке, установленном для иностранных граждан или граждан РФ, в зависимости от временного или постоянного проживания в РФ, наличия в прошлом гражданства СССР, РФ или страны СНГ и отнесения конкретного вида оружия к оружию, приобретаемому без лицензии гражданами РФ и иностранными гражданами.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ с 30 января 2020 года предметы метательного действия, отнесенные к холодному оружию (метательные ножи, сурикены, бумеранги и др.), отнесены к бросковому метательному оружию, что вывело такие предметы, имеющие культурную ценность, из-под действия Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014г. N 18-П, учитывая отнесение метательного оружия к отдельному виду оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии. При этом правовое положение предметов, отнесенных к бросковому метательному оружию останется прежним, за исключением, правового положения броскового метательного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного после 1899 года, поскольку ограничения на его приобретение отменены, учитывая наличие ограничений только на приобретение старинного (антикварного) метательного оружия, к которому в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено только оружие, изготовленное до конца 1899 года, и холодного оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов которого предметы, отнесенные к бросковому метательному оружию, исключены с 30 января 2020 года, а также отсутствие правил приобретения и многих других правил оборота метательного оружия, имеющего культурную ценность, изготовленного до конца 1899 года. Поэтому разрешены к обороту только его виды, имеющие культурную ценность, отнесенные к гражданскому оружию с 1 января 2018 года. При этом оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к отдельному виду гражданского оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях в ст. 3 ФЗ Об оружии.
Таким образом, незаконный сбыт всех видов броскового метательного оружия отнесен к преступлениям, поскольку сбыт запрещенного к обороту холодного и метательного оружия им является, а законодательные акты и постановления Конституционного Суда, декриминализирующие незаконный сбыт метательного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют. При этом сбыт броскового метательного оружия, имеющего культурную ценность, является незаконным в случаях сбыта лицам, имеющим или не имеющим лицензии на коллекционирование оружия, лицами, как имеющими, так и не имеющими данной лицензии (если указанные лица приобрели его не ранее 1 января 2018 года), старинного (антикварного) броскового метательного оружия, либо торговли без лицензии данным оружием или бросковым метательным оружием, изготовленным после 1899 года.
Очевидно, что степень опасности броскового метательного или иного оружия не зависит от его отнесения к конкретному виду оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, а степень опасности оружия, изготовленного до конца 1899 года, не может быть выше степени опасности оружия, изготовленного в более позднее время. При этом все виды предметов метательного действия, отнесенные именно к бросковому оружию, представляют не большую опасность, чем распространенные бытовые предметы и спортивные снаряды, и представляют меньшую опасность, чем все виды стрелкового оружия, поскольку для их эффективного прицельного метания необходимо прохождение специальной подготовки и постоянные тренировки (как и для эффективного использования по назначению холодного оружия), а лицо, имеющее соответствующую подготовку, может эффективно метать любое оружие и иные предметы. Поэтому запрет к обороту предметов метательного действия, отнесенных к оружию, ограничение их приобретения, хранения и многих других действий, не связанных непосредственно с их использованием, является излишним и не способствует борьбе с преступностью. Отнесение в п. 3.2 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» предметов метательного действия к метаемому холодному оружию является более правильным, учитывая степень их опасности и принцип использования.
Вышеизложенное указывает на необходимость декриминализации незаконных сбыта и изготовления холодного оружия и других видов оружия, не представляющих большей опасности, нежели виды оружия, не указанные в ст. 222 и 223 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям только противоправных деяний, представляющих общественную опасность в ст. 14 УК РФ.
Отдельная уголовная ответственность за все виды незаконных действий с любыми видами оружия отсутствовала в России до 1917 года.
В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям.
В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась. При этом ответственность была предусмотрена за производство выстрела в нарушение установленных правил и в случаях, когда могут пострадать люди, и за противоправное применение или попытку применения против другого человека оружия, ножа, меча или иного опасного для жизни человека предмета.
Следует отметить, что в законодательстве СССР и союзных республик уголовная и административная ответственность за незаконный оборот метательного оружия не предусматривалась, а в Законе РФ Об оружии 1993г. и аналогичных законах многих стран СНГ метательное оружие было отнесено к холодному оружию, что означало криминализацию незаконных действий с ним, предусмотренных ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г., ч. 4 ст. 222 УК РФ и аналогичными нормами УК части стран СНГ.
В ст. 1 ФЗ Об оружии 1996г. метательное оружие было выделено в отдельный вид оружия.
В законах об оружии и других законодательных актах ряда стран СНГ метательное оружие отнесено к холодному оружию.
Уголовная ответственность за незаконный оборот метательного оружия полностью отсутствует в УК многих стран мира (Эстонии, Латвии, Польше, Молдове, Узбекистане, Болгарии и др.) и частично отсутствует в УК Армении (кроме незаконного ношения (ч. 4 ст. 235 УК РА)) и ряда других стран мира.
В УК Таджикистана отсутствует наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот метательного оружия, при этом ответственность предусмотрена за незаконные приобретение, ношение, передачу и сбыт метательного оружия, совершенные после привлечения к административной ответственности, и за незаконное изготовление метательного оружия (ч. 4 ст. 195 и 196 УК РТ).
В УК Казахстана 2014г. уголовная ответственность установлена только за незаконное изготовление метательного оружия, которое является уголовным проступком (ч. 1 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 УК РК), т.е. деянием, влекущим уголовную ответственность по нормам УК РК, но не влекущим судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2022 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2019 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста ранее было приостановлено до 1 января 2020 года, но приостановление ее действия было продлено до 1 января 2022 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года). С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
Таким образом, в УК Казахстана все незаконные действия с метательным оружием исключены из перечня преступлений, но его незаконное изготовление сохранено в УК в качестве промежуточного между административным правонарушением и преступлением деяния – уголовного проступка.
Ответственность за незаконные действия с метательным оружием отсутствует и в КоАП части стран постсоветского пространства (Армении, Узбекистана и др.).
В УК Кыргызстана 1997г. были установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия, чем за иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность (ст. 241 и 242). При этом было декриминализировано только незаконное хранение холодного оружия, а наказания за незаконный оборот видов огнестрельного оружия, влекущий уголовную ответственность, не являющийся его незаконным изготовлением или ремонтом, усиливались постепенно.
В УК Кыргызстана 2017г., вступившим в силу с 1 января 2019 года, установлены менее строгие наказания за незаконное изготовление холодного, метательного, газового и огнестрельного оружия (ст. 253 и 254), т.е. незаконное изготовление всех видов оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность в любом случае влечет менее строгое наказание, чем незаконные приобретение, ношение, сбыт и иной их незаконный оборот, влекущий уголовную ответственность.
Со времени вступления в силу УК Кыргызстана 1997г. и до исключения из него наказания в виде ареста в 2007 году наказание в виде лишения свободы было отменено за незаконное изготовление холодного оружия (ч. 4 ст. 242). С 2007 по 2018 год за данное деяние было установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года (ч. 4 ст. 242), а с 1 января 2019 года наказание в виде лишения свободы отменено за данное деяние в новом УК Кыргызстана 2017г. (ч. 1 ст. 254).
Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконные действия с метательным оружием предусмотрена не во всех странах мира и целом ряде стран оно приравнено по мерам ответственности или правовому статусу к холодному оружию.
Лицензирование приобретения луков и арбалетов не предусмотрено законодательством многих стран мира (Великобритании, Болгарии, Финляндии, Чехии, Германии, части штатов США и др.), а в большей части других стран (Австралии, Дании, части штатов США и др.), включая многие страны СНГ (Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и др.), на их приобретение необходимо получение отдельных лицензии или разрешения, что указывает на их сравнительно небольшую степень опасности и более четкое правовое регулирование их оборота, чем в законодательстве РФ. Иной их оборот ограничен законодательством многих зарубежных стран, как правило, менее строго, чем нормами ФЗ Об оружии.
В Законе Болгарии Об оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и пиротехнических изделиях критерии отнесения к оружию и правила оборота всех видов холодного и метательного оружия, а к неогнестрельному оружию отнесены только сигнальное, газовое и пневматическое оружие, поэтому холодное и метательное оружие не отнесены к оружию и не ограничены обороту законодательством Болгарии.
В Законе Об оружии Узбекистана от 29 июля 2019г. N ЗРУ-550 к спортивному метательному оружию отнесены луки, арбалеты и копья, поэтому законодательством Узбекистана разрешен оборот одного вида метательного броскового оружия в качестве спортивного метательного оружия.
Такие виды броскового метательного оружия, как пращи, рогатки и другие подобные виды оружия, не являются таким же удобным для защиты и нападения оружием, каким является пневматическое и иное оружие, сходное по внешнему виду или конструкции с огнестрельным оружием, или огнестрельное оружие, учитывая отсутствие возможности производства выстрела без использования мускульной силы обеих рук, что исключает использование данного оружия в случае, если использование обеих рук невозможно и уменьшает точность попадания в цель.
Детали к метательному оружию и метаемые снаряды находятся в свободном обороте, а рогатки, духовые трубки и другие подобные предметы, на практике, не относятся к метательному оружию и находятся в свободном обороте. Поэтому наличие запрета к обороту большинства видов броскового метательного оружия не влечет как фактического пресечения их незаконного оборота, так и роста числа насильственных преступлений с их использованием, что требует отмены излишних ограничений на оборот метательного оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимы декриминализация незаконных сбыта и изготовления всех видов холодного и метательного оружия, введение правил оборота всех видов броскового и иного метательного оружия, соответствующих степени их опасности, и отмена запретов на оборот броскового метательного оружия, не имеющего культурной ценности, и существующих ограничений на приобретение и иной оборот указанного оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса о введении в ФЗ Об оружии отдельного вида холодного оружия - метаемого холодного оружия и отнесении к нему метательных ножей и других видов холодного оружия, предназначенных для поражения цели путем их метания рукой без использования дополнительных приспособлений.
При внесении данных изменений, наиболее правильным решением может быть введение права на приобретение всех видов броскового метательного оружия без лицензии и других разрешительных документов и отнесение его видов, метаемых вручную, к метаемому холодному оружию, а также установление правил оборота стрелкового метательного оружия, сходных с правилами оборота пневматического оружия, не вводящих более строгих ограничений на его оборот, нежели предусмотрены для пневматического оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо декриминализировать незаконные сбыт и изготовление всех видов метательного оружия.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 856 голосов

144

Против решения: 275 голосов

К началу списка инициатив