Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
21Ф65395
Уровень инициативы:
Федеральный

Просим объявить амнистию по уголовным делам в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации наделена правом объявления амнистии. Объявление амнистии входит в исключительную компетенцию Государственной Думы. Реализация Государственной Думой ее конституционного полномочия объявлять амнистию в качестве акта милости, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 г. № 11-П, предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и наказания, исходя не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве. За время действия Конституции Российской Федерации было объявлено девять «широких» амнистий - в 1994 году в связи с принятием Конституции Российской Федерации (Постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. № 63-1 ГД), в 1995 году в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 19 апреля 1995 г. № 714-1 ГД), в 1997 году (Постановление Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. № 2038-II ГД), в 1999 году (Постановление Государственной Думы от 18 июня 1999 г. № 4147-II ГД), в 2000 году в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 г. № 398-III ГД), в 2001 году в отношении несовершеннолетних и женщин (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. № 2172-III ГД), в 2006 году в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России (Постановление Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. № 3043-IV ГД), в 2013 году в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации (Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД) и в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД), а также ряд амнистий, затрагивавших ограниченный круг лиц (ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны, лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, и др.). Однако после 2015 года в Российской Федерации не объявлялось ни одной амнистии.

Практический результат

Таким образом, с 1 января 2012 г. привлечение к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РСФСР возможно только по части первой статьи 66, части первой статьи 67, статьям 102, 1912 и 1915. Лиц, осужденных за данные преступления, предлагается вывести из-под действия большинства положений акта амнистии. Что касается иных составов преступлений, за которые Уголовным кодексом РСФСР предусматривалась смертная казнь (измена Родине; 7 шпионаж; бандитизм; действия, дезорганизующие работу исправительно- трудовых учреждений, совершенные особо опасными рецидивистами или лицами, осужденными за тяжкие преступления; умышленные действия, совершенные в составе незаконных вооруженных формирований, если они повлекли гибель людей; уклонение от призыва по мобилизации в военное время; изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней; угон воздушного судна, повлекший гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, а равно совершенный организованной группой; терроризм, повлекший смерть человека; ряд воинских преступлений), то Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает смертной казни за их совершение. В связи с этим даже в случае привлечения в настоящее время к уголовной ответственности лиц, совершивших эти преступления до 1 января 1997 г., к ним применяются положения Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Но и лицам, совершившим преступления, на которые акт амнистии в целом не распространяется, может быть оказано милосердие. В связи с этим предлагается сократить на одну треть срок наказания в виде лишения свободы указанным лицам, участвовавшим в боевых действиях по защите Отечества и приравненным к таковым (с учетом опыта амнистии 2000 года), а также принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всем же остальным осужденным, совершившим преступления, выводимые из-под действия акта амнистии (кроме лиц, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, лиц, совершивших умышленные преступления после применения к ним актов амнистии или помилования за последние десять лет, лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений), предлагается сократить срок наказания на один год (с учетом опыта амнистий 2000 и 2001 годов).
Предлагаемая масштабная амнистия ознаменует собой народное единство в год 75-летия Великой Победы, не допуская при этом ухудшения криминогенной обстановки в стране.

Решение

Пятилетний перерыв между амнистиями является беспрецедентным за весь период действия Конституции Российской Федерации. В связи с этим предлагается установить максимально широкий круг лиц, в отношении которых должна быть применена амнистия в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, с учетом опыта предыдущих «широких» амнистий. Так, все «широкие» амнистии предусматривали освобождение от наказания в виде лишения свободы осужденных, относящихся к определенным категориям, заслуживающим снисхождения с учетом личности виновного. В связи с этим предлагается освободить от наказания все категории осужденных, подпадавших под предыдущую амнистию 2015 года, а также - с учетом амнистии 2001 года - женщин, являющихся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества. При этом предлагается с учетом амнистий 1997, 1999 и 2000 годов освободить таких лиц от наказания независимо от назначенного срока. Осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, и осужденных к лишению свободы на срок до шести лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается освободить от наказания исходя из опыта амнистий 2001, 2006 и 2013 годов (и принимая во внимание, что все остальные «широкие» амнистии также предусматривали их применение к несовершеннолетним в том или ином объеме). При этом учитывается, что амнистия 2001 года предусматривала освобождение от наказания указанных категорий осужденных, если назначенный им срок лишения свободы не превышал шести лет, а согласно части шестой статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) наказание в виде лишения свободы лицам, совершившим преступления в возрасте до 16 лет (кроме особо тяжких преступлений - но освобождение совершивших их лиц от наказания не предусматривается), назначается на срок не свыше шести лет.
В части освобождения от наказания лиц, осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы, предлагается учесть опыт амнистий 1999 и 2000 годов в отношении осужденных женщин. Однако, исходя из принципа тендерного равенства, предлагается освободить от наказания всех осужденных к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно, ранее не отбывавших лишение свободы. Предлагаемое освобождение от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные по неосторожности, ранее предусматривалось амнистиями 1999, 2000 и 2015 годов. При этом в отношении подозреваемых и обвиняемых, которые в случае их осуждения подпадали бы под амнистию, предусматривается прекращение уголовных дел.
Ответственный за подготовку амнистии член совета Андрей Бабушкин отметил, что освобождение заключенных является необходимостью, в том числе из-за коронавируса: «Это вопрос эпидемиологической безопасности. Крайне опасно такие массы людей держать скученно в следственном изоляторе. Тем более что амнистия к такой круглой дате ожидаема в обществе и лишать общество такой надежды — крайне неразумно».

К началу списка инициатив