Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
34Ф66356
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменить Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ

В настоящее время понятие «петиция» в нормативной правовой базе Российской Федерации практически не встречается, законодательно это форма правовой инициативы граждан не определена. В статье 87 «Устава Организации Объединенных Наций», принятого в 1945 году определены полномочия Генеральной Ассамблеи и находящийся под ее руководством Совета по Опеке «Принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью». Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает право гражданина на «сбор подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях». Приказ Росархива от 09.10.2001 № 75 «Об утверждении Регламента Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и организации работы по его созданию» ставит петицию в один ряд с деловым письмом, сводкой, сведениями, обзором, инструкцией и относит их к документам отраслевой и общественной деятельности. Наибольший интерес вызывают Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» где петиция определена как коллективное обращение граждан и Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 № 1483-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ю.Н.Снитко на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 42 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» содержащее в себе разъяснение по вопросу петиции в отсылочной форме на Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приравнивая ее, таким образом, к обращению, предложению, заявлению или жалобе. Необходимо упомянуть мнение К.А.Ивановой, которая констатирует: «право подачи петиции становится осуществлением принадлежащей каждому свободы выражать свое мнение».
Петиция занимает особое место в современной действительности она стала формой реализации права человека на защиту, в некоторых случаях - последней инстанцией на которую уповает человек и гражданин, одновременно она воплощает в себе и инструмент борьбы с несправедливостью некоторых формирований и объединений граждан, сплотившихся как по интересам, так и в юридическом пространстве.

Практический результат

Такой общественный и правовой феномен как "петиция" получит нормативное закрепление, каждому человеку и гражданину станет в общих чертах ясна его природа и сфера применения. Правоприменительная и судебная практика найдет свое отражение в уже действующем федеральном законе.

Решение

Скорректировать Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ дополнив редакцию следующей формулировкой: в статье 4 указанного Федерального закона «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе» пункт 5 переименовать в пункт 6, внести пункт 5 с новой формулировкой «петиция - письменное обращение двух и более лиц в органы государственной власти по вопросам нарушений в области законных интересов человека и гражданина, прав и свобод личности, правопорядка и общественного порядка, различных форм собственности, основ конституционного строя, федеративного устройства и других демократических ценностей, а равно коллективная правовая инициатива по улучшению качества жизни населения, работы государственных органов и правовых институтов.».

К началу списка инициатив