Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф71518
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в УК РФ, КоАП РФ и проект нового КоАП РФ словаря терминов

Существует необходимость введения в УК РФ, КоАП РФ и проект нового КоАП РФ словаря терминов, поскольку словарь терминов позволит более четко оперировать юридическими, научными и техническими понятиями в правоприменительной деятельности и будет способствовать правильному пониманию норм УК и КоАП РФ без изучения других законов для поиска отдельных понятий, указанных в данных кодексах без их четких определений.
Наиболее необходимо разъяснение терминов, содержащихся в текстах бланкетных норм УК, КоАП РФ и проекта нового КоАП РФ, и терминов, определения которых отсутствуют в законодательстве РФ, поскольку четкое указание значений терминов в данных случаях будет способствовать правильному пониманию норм законов и других правил, которые нарушаются при совершении наказуемого деяния, и исключению двусмысленного толкования понятий, не указанных в законе.
При введении в УК РФ, КоАП РФ и проект нового КоАП РФ словаря терминов необходимо указать определения основных терминов таких, как «незаконность», «нарушение правил», «вооруженность», «вооружение», «оружие», «предметы, используемые в качестве оружия», «беспомощное состояние потерпевшего», «особая жестокость», «физическая боль», «насилие», «уголовное законодательство РФ военного времени» и др., поскольку данные термины могут толковаться неоднозначно и нелогично.
В частности, термин «вооруженность» определяется в актах Верховного Cуда РФ и в судебной практике как наличие предметов, отнесенных к оружию в ФЗ Об оружии. При этом в законодательстве РФ (например, в определении вооруженного сопротивления или нападения) под вооруженностью может пониматься и наличие предметов, используемых в качестве оружия.
Термин «вооружение» определяется как любое оружие, состоящее на вооружении в какой-либо стране мира, независимо от его отнесения в РФ ФЗ Об оружии к гражданскому, служебному или оружию, запрещенному к обороту в РФ, но не состоящему на вооружении в РФ, а также к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Наиболее спорными являются понятие оружия в УК РФ и оружия и патронов к нему в КоАП РФ, допускающие различные толкования понятия оружия в УК и КоАП РФ, учитывая четкое разделение видов оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, в которых в перечень его видов входят, не предназначенные для использования патронов холодное, метательное и (частично) газовое оружие, и отсутствие такого разделения во многих нормах КоАП РФ, предусматривающих в качестве предмета правонарушения оружие и патроны к нему. Наличие союза «и» и слов «к нему» позволяет сделать вывод, что нарушение правил хранения и ношения, а также ряда других правил оборота холодного, метательного и пневматического оружия, а также газовых баллончиков ответственности не влечет, поскольку должны иметься в виду только виды оружия, предназначенные для использования патронов. Но не исключен вывод и о наличии административной ответственности за нарушение определенных правил оборота всех видов оружия, учитывая отсутствие указаний на конкретные виды оружия, что требует введения четкого определения оружия в КоАП РФ. К предметам, используемым в качестве оружия, в актах Верховного Суда РФ относят предметы, не являющиеся оружием, но способные причинить вред здоровью человека, при этом к ним относят газовые баллончики, которые являются газовым оружием в ФЗ Об оружии (аэрозольные упаковки, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами), поэтому их юридически правильнее относить к оружию.
Термин «беспомощное состояние потерпевшего» в настоящее время имеет двойственное толкование, поскольку в актах Верховного Cуда РФ из данного понятия исключаются состояния сна, сильного опьянения, лишающего возможности осознавать происходящее, и связывания потерпевших от убийств и ряда других насильственных преступлений. При этом к заведомо для виновного беспомощному состоянию потерпевшего от данных преступлений отнесено состояние физической или психической неспособности потерпевшего защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая, в частности, убийство, сознает это обстоятельство. Беспомощное состояние может быть вызвано, в частности, малолетством, старостью или тяжелым заболеванием. В законодательстве РФ понятие «беспомощное состояние потерпевшего» отсутствует, что делает его толкование Верховным Cудом единственным его официальным толкованием.
Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется уголовным законодательством РФ военного времени.
Согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ, а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него. Уголовное законодательство РФ военного времени до настоящего времени не принято. Из ч. 1 ст. 1 УК РФ следует, что уголовное законодательство РФ военного времени должно содержаться в УК РФ.
В Конституции РФ уголовное законодательство отнесено к ведению РФ без конкретизации его источников (п. о) ст. 71), поэтому внесение в ч. 1 ст. 1 УК РФ изменений, вводящих несколько источников уголовного законодательства, представляется возможным.
В значительном числе стран мира существуют гражданские и военные уголовные кодексы.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ определения уголовного законодательства РФ военного времени в целях установления его четких критериев отличия от уголовного законодательства мирного времени и исключения противоречия ч. 3 ст. 331 и ч. 1 ст. 1 УК РФ. В УК, КоАП и проекте нового КоАП РФ отсутствуют определения незаконности какого-либо деяния и нарушения каких-либо правил и критерии различия нарушения правил и незаконности.
В различных нормах УК, КоАП и проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность как за незаконные действия, так и за нарушения правил. При этом нормы об ответственности за незаконные действия и за нарушения правил распределены в УК, КоАП и проекте нового КоАП РФ произвольно.
В частности, в ст. 222 и 223 УК РФ, ч. 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ установлена уголовная и административная ответственность за определенные незаконные действия с указанными в них видами оружия (незаконные приобретение, хранение, ношение и ряд других действий в отношении огнестрельного оружия, незаконные сбыт и изготовление холодного, газового и метательного оружия, а также незаконные передача, продажа и изготовление пневматического оружия, приобретаемого по лицензии), а нарушение многих правил оборота оружия и патронов к нему влечет административную ответственность по ч. 1, 2, 4 - 5 ст. 20.8, ст. 20.9, 20.11, 20.12 - 20.15 КоАП РФ и ст. 224 и 225 УК РФ (при нарушении правил хранения огнестрельного оружия, повлекшем наступление тяжких последствий). Данные меры ответственности распределены произвольно, поскольку установлена общая административная ответственность только за нарушение правил хранения и ношения оружия и патронов к нему, а более строгая ответственность за незаконные хранение и ношение оружия возможна только при его отнесении к пневматическому или огнестрельному оружию. При этом отсутствуют критерии разделения понятий незаконного оборота оружия и нарушения правил его оборота. Это влечет двойственное толкование данных понятий.
Первое их толкование указывает на тождественность понятий незаконности и нарушения правил и означает возможность применения административной ответственности за нарушение отдельных правил оборота оружия к случаям незаконного оборота тех его видов, за незаконный оборот которых отсутствует специальная ответственность (сигнальное, электрошоковое (за исключением его продажи без лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ)), пневматическое (за исключением незаконных передачи, продажи и изготовления такого оружия, указанного в ст. 20.10 КоАП РФ), холодное, газовое и метательное оружие (за исключением их незаконных сбыта и изготовления, отнесенных к преступлениям (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ)), и к случаям признания незаконного оборота видов оружия, перечисленных в ст. 222 и 223 УК РФ (многих видов огнестрельного оружия и видов оружия, перечисленных в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ (гражданское огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, холодное, газовое и метательное оружие)), малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Второе их толкование указывает на различие понятий незаконности и нарушения правил и означает отсутствие ответственности за незаконный оборот тех видов оружия, за незаконный оборот которых отсутствует специальная ответственность, и в случаях признания незаконного оборота видов оружия, перечисленных в ст. 222 и 223 УК РФ, малозначительным деянием. Оба толкования данных понятий поддерживаются различными учеными и правоприменителями, что требует внесения в КоАП РФ и проект нового КоАП РФ изменений, исключающих двойственное толкование понятий незаконности и нарушения правил. Оба толкования понятий незаконности и нарушения правил противоречат здравому смыслу и нарушают принципы справедливости и равенства перед законом и судом, поскольку первое их толкование означает равную ответственность за незаконные хранение, ношение и ряд других действий в отношении видов оружия, за незаконный оборот которых отсутствует специальная ответственность, и нарушения правил их хранения, ношения и ряда других правил их оборота законными владельцами данных видов оружия, а также менее строгие наказания за незаконный оборот видов оружия, перечисленных в ст. 222 и 223 УК РФ, признанный малозначительным деянием, чем наказания, предусмотренные за незаконный оборот ряда видов огнестрельного и пневматического оружия в ч. 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ. Второе толкование означает отсутствие ответственности за незаконный оборот видов оружия, за незаконный оборот которых отсутствует специальная ответственность, и за незаконный оборот видов оружия, перечисленных в ст. 222 и 223 УК РФ, признанный малозначительным деянием, при наличии административной ответственности за нарушение определенных правил оборота оружия для законных владельцев любого оружия. Данное толкование фактически исключает возможность привлечения к ответственности за оборот оружия, запрещенного к обороту на территории РФ (броскового метательного оружия, кастетов, сюрикенов и т.п.), т.к. его оборот является незаконным в большинстве случаев, поэтому многие правила его оборота не могут существовать (за исключением правил его изъятия, уничтожения, оборота в криминалистических коллекциях, музеях или государственных военизированных организациях и т.п.).
Таким образом, первое толкование нарушает принцип справедливости, допуская равную ответственность лиц, совершающих незаконные хранение или ношение холодного, газового, пневматического и ряда других видов оружия, и законных владельцев указанных видов оружия, нарушающих правила их хранения или ношения, и меньшее наказание для лиц, например, незаконно хранивших пистолет, отнесенный к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, но не подлежащих уголовной ответственности по причине малозначительности данного деяния (штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей - по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ), чем для лиц, незаконно хранивших пистолет, отнесенный к огнестрельному оружию ограниченного поражения, или стандартное охотничье ружье (штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия или административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия - по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ), либо пневматическую винтовку, приобретаемую по лицензии (штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия или без таковой - по ст. 20.10 КоАП РФ).
Второе толкование нарушает принципы справедливости и равенства перед законом и судом, указывая на отсутствие ответственности лиц, совершающих незаконные хранение или ношение холодного, газового, пневматического и ряда других видов оружия, и лиц, например, незаконно хранивших пистолет, отнесенный к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, но не подлежащих уголовной ответственности по причине малозначительности данного деяния, при наличии административной ответственности законных владельцев указанных видов оружия, нарушающих любые правила их хранения или ношения (хранивших оружие вне сейфа, носивших короткоствольное огнестрельное оружие без кобуры, утративших лицензию или разрешение на владение оружием и т.п.).
Подобные толкования понятий незаконного оборота оружия и нарушения правил его оборота противоречат логике и могут способствовать незаконному обороту оружия, поскольку законные владельцы большей части видов оружия, нарушающие правила его оборота, подлежат не менее строгим наказаниям, чем лица, незаконно владеющие данными видами оружия, при наличии более строгого контроля за законными владельцами оружия, приобретаемого по лицензии, чем за незаконными его владельцами, которые могут долгое время оставаться неизвестными для органов власти, и определенных ограничений для лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил оборота оружия по нормам главы 20 КоАП РФ. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости как введения в УК РФ, КоАП РФ и проект нового КоАП РФ определений незаконности и нарушения правил, так и четкого распределения мер ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота по степени опасности совершенных деяний.
Словари терминов предусмотрены в УПК РФ, УК и других законах многих стран мира, при этом в УК части данных стран словари терминов выделены в отдельную главу или раздел (УК Молдовы, Узбекистана и др.), а в некоторых странах значения терминов содержатся в нормах о конкретных противоправных деяниях (в частности, в УК штатов США).

Практический результат

Наличие возможности более четкого оперирования юридическими, научными и техническими понятиями в правоприменительной деятельности и правильного понимания норм УК и КоАП РФ без изучения других законов для поиска отдельных понятий, указанных в данных кодексах без их четких определений.

Решение

Необходимо введение в УК РФ, КоАП РФ и проект нового КоАП РФ словаря терминов.

К началу списка инициатив