Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф71756
Уровень инициативы:
Федеральный

Введение «шведской модели» борьбы с проституцией

Последняя на настоящий момент официальная оценка рынка секс-услуг в России относится к 25 января 2013 года, когда заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов оценил его в один миллион проституированных. После этого подобные оценки не проводились.
Отчасти судить о размере индустрии проституции в РФ можно по количеству лиц, привлечённых по статьям КоАП и УК, относящихся к проституции - это статья 6.11 КоАП "Занятие проституцией", статья 6.12 КоАП - получение дохода от занятия другого лица проституцией, статья 240 УК "Вовлечение в занятие проституцией", статья 240.1 УК "Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего", статья 241 УК "Организация занятия проституцией". Известно, что количество лиц, привлечённых к ответственности в этой сфере, несколько выросло в 2014 году - на фоне событий на Украине; но, начиная с 2016 года, статистика по всем этим статьям неуклонно снижается. Так, по данным интернет-издания "Агентство правовой информации", количество штрафов по статье 6.11 КоАП уменьшилось с 9592 в 2016 году до 4851 в 2019; по статьям УК суммарное количество обвинительных приговоров уменьшилось с 499 до 338; по статье 6.12 количество штрафов также уменьшилось (с 208 до 75).
Если считать, что эффективность правоохранительных органов в борьбе с проституцией за это время не изменилась (что ещё нужно проверять), то приведённые цифры говорят практически о двукратном падении объёма секс-индустрии.
Тем не менее, даже если считать, что количество проституированных в России сейчас составляет "всего" полмиллиона, то эта цифра всё равно колоссальна и заслуживает самого пристального внимания - на такое количество лиц невозможно будет найти психотерапевтов, даже если бы их всех вытащили из индустрии. Поэтому необходимо рассматривать инициативы, которые бы позволили нанести удар по этому рынку.
Кроме того, я полагаю, что если то уменьшение проституции, которое мы наблюдаем по судебной статистики, является действительным, а не кажущимся, то причину его можно указать вполне определённо. И эта причина явно не в успехах экономики - все признают, что годы после 2014 не были самыми сытыми для России. Не лежит она также в том, что правоохранительные органы добились решающего успеха в борьбе с сетями торговли людьми и парализовали их - во-первых, о таких успехах никто не рапортует, во-вторых, как житель города Санкт-Петербург я могу сказать, что на досках объявлений там по-прежнему, как и в 2013 году, висит реклама секс-услуг, и, очевидно, владельцы салонов не боятся, что их вычислят, следя за маршрутами расклейщиков.
Если объём рынка секс-индустрии упал, то причина этого лежит в изменении общественного мнения, которое сейчас в гораздо большей степени, чем десять лет назад, признаёт пользование услугами проститутки позорным, низким поступком, несовместимым с честью; и если десять лет назад можно было без труда найти молодых людей, которые рассказывали, не таясь, о том, что они покупали женщин в секс-индустрии, то сейчас они будут об этом молчать, зная, что им не будут пожимать руки.
Это изменение общественного мнения обусловлено влиянием на Россию общемировых тенденций борьбы с проституцией. Они прежде всего, связаны с колоссальным успехом модели, которая называется по-научному "неоаболиционизмом", а по-простому "шведской моделью", так как первой её ввела Швеция в 1999 году. Долгое время Швеция была единственной страной с этой моделью, но в 2009 году к ней присоединилась Норвегия, и после этого число стран, ввёдших аналогичное законодательство, стало заметно расти. Сейчас это Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Канада, Франция, Израиль, а также Северная Ирландия (часть Великобритании).
Шведская модель заключается в признании того, что не только сводник совершает преступление, вовлекая очередную жертву в проституцию, но и тот, кто покупает у него право на пользование этой жертвой. В самом деле, клиент в проституции, во-первых, финансирует заведомо преступную деятельность, во-вторых, сам он, приобретя право распоряжаться лицом в проституции на некоторое время, отдаёт ему такие приказы, которые несовместимы с каким бы то ни было представлением о трудовых правах и человеческом достоинстве. Кроме того, многие клиенты покупают секс-услуги многих лиц, ставя тех под угрозу заражения венерическими заболеваниями. И не все из них ведут себя столь нагло, что признаются на публику в своих порочных наклонностях; поэтому они могут заразить и тех лиц, которые в проституцию не вовлечены и которых они соблазняют, изображая из себя чистых, честных парней.
Кроме того, такая модель существенно облегчает преследование тех клиентов, которые совершают дополнительные, не предусмотренные договором с сутенёром, преступления в отношении проституированных. То, что таких клиентов хватает, признают даже те организации, которые оправдывают существование секс-индустрии - все слышали слоган "обидишь - ответишь" и т.д.; сколько же их существует по гамбургскому счёту?
Для ответа на этот и другие вопросы предназначен ещё один аспект шведской модели - именно, тот, что сами проституированные освобождаются от всякой ответственности.
Казалось бы, штраф по 6.11 КоАП не так велик; но человек, привлечённый к административной ответственности, попадает в соответствующие базы данных, которые могут стать известны работодателям, родственникам и другим лицам. Многие сутенёры удерживают при себе девушек, угрожая им оглаской, здесь же к сутенёру присоединяется государство, потому что жертвы проституции опасаются подавать заявления на сутенёров, клиентов, а также на коррумпированных правоохранителей, "крышующих" секс-индустрию, - зная, что сами тоже попадут под удар правосудия. Введём в России неоаболиционизм.

Практический результат

1) Уменьшение спроса на проституцию и, как следствие, снижение оборотов торговли людьми.
2) Уменьшится власть и влияние тех лиц, которые позорят себя покупкой секс-услуг. Известно, что такие лица встречаются среди правоохранителей; нет ли их и среди политиков и других власть имущих? Хотелось бы надеяться, что таких нет, но, если они есть, то страшно представить, как они могут принимать взвешенные решения, когда речь идёт, например, о вопросах взаимоотношений полов, о целомудрии и чести; да и по другим вопросам - что может напридумать человек, лишённый милосердия?

Решение

1) Добавить в УК РФ статью 240.2 "Получение сексуальных услуг". Санкции можно взять такие же, как в статье 133 УК РФ ("Понуждение к действиям сексуального характера"), максимальная санкция там - лишение свободы на срок до одного года (в Швеции максимальная санкция за получение сексуальных услуг как раз такая).
В случае назначения наказания в виде штрафа, полученные в качестве штрафов деньги можно направлять на реабилитацию проституированных.
2) Отменить статью 6.11 КоАП "Занятие проституцией" и уничтожить базы данных лиц, привлечённых по ней к ответственности.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 97 591 голос

2 409

Против решения: 520 голосов

К началу списка инициатив