Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф72774
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения для обучающихся по очно-заочной (вечерней) и другим формам обучения, не отнесенным к очной форме обучения, льгот и стипендий, установленных для обучающихся по очной (дневной) форме обучения

Существует необходимость введения для студентов, аспирантов и других обучающихся по очно-заочной (вечерней) и иным формам обучения льгот и стипендий, установленных для обучающихся по очной (дневной) форме обучения, поскольку студенты, аспиранты и другие обучающиеся по данным формам обучения, (в особенности, обучающиеся на платной основе или получающие только хорошие оценки), также нуждаются в вышеуказанных льготах и имеют на них право, ввиду высокой учебной нагрузки и расхода свободного от работы времени на обучение, а также денежных расходов на приобретение учебных материалов, проезд к месту обучения и оплату обучения (для студентов, обучающихся на платной основе).
Введение льгот и стипендий наиболее актуально для обучающихся по очно-заочной (вечерней) форме обучения и для обучающихся по наиболее необходимым для общества и государства специальностям (медицинским, юридическим, техническим и т.п.), а также в случаях перевода обучающихся по очной форме обучения на дистанционное обучение по причинам распространения эпидемий или возникновения других экстренных обстоятельств, учитывая приближенность обучения по очно-заочной (вечерней) форме обучения к обучению по очной форме (в части обязательного посещения занятий и возможности их проведения по субботам в утреннее и дневное время) и необходимость социальной поддержки данных студентов для формирования необходимого числа молодых специалистов и уменьшения вероятности их массового отъезда за границу для получения больших доходов, чем в РФ, а также введение правил, допускающих перевод обучающихся по всем формам обучения на дистанционное обучение.
В законодательстве РФ отсутствует обязанность работать по направлениям изучаемой специальности или на любых видах работ обучающихся по очно-заочной (вечерней) и иным формам обучения и других лиц, что предусмотрено положениями ст. 37 Конституции РФ и Закона РФ О занятости населения в РФ, устанавливающими свободу труда и запрет на привлечение незанятых граждан к административной или иной ответственности. Поэтому обучаться по формам обучения, не являющимся очной, могут как работающие, так и неработающие студенты и другие обучающиеся. При этом к занятым гражданам положениями Закона РФ О занятости населения в РФ отнесены только граждане, обучающиеся по очной форме обучения. Поэтому введение вышеуказанных льгот и стипендий необходимо для соблюдения положений ст. 19 Конституции РФ, т.к. при их отсутствии возможна дискриминация граждан по признаку отнесения к какой-либо социальной группе, ввиду: наличия финансовой возможности учиться, не работая - у обучающихся, располагающих необходимыми финансовыми средствами, при ее отсутствии у других обучающихся, разницы в доходах граждан (в зависимости от величины заработной платы по месту работы или иных доходов) и большого числа безработных и иных неработающих граждан, не имеющих постоянного источника доходов.
Размеры стипендий для студентов и других обучающихся по очной форме обучения, имеющих право на получение стипендии, являются настолько незначительными, что многие студенты и другие обучающиеся вынуждены работать, что осложняет получение качественного высшего и иного образования. Данные трудности работающих обучающихся по очной форме обучения усугубляются их отнесением в Законе РФ О занятости населения в РФ к занятым граждан, влекущее запрет на их признание безработными и выплату им пособия по безработице. Учитывая это, расписания занятий дневных отделений части высших учебных заведений РФ постепенно переводятся на вечерний режим проведения занятий, что фактически влечет смешение очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения.
Наличие пандемии коронавируса повлекло перевод всех обучающихся на дистанционную форму обучения, что полностью сблизило данную форму обучения с остальными его формами.
Смешение различных форм обучения происходит и за счет введения в учебные планы очно-заочной (вечерней) формы обучения значительной части предметов, изучаемых на очной форме (теоретического курса физической культуры, различных специальных предметов, изучавшихся только на очной форме обучения и т.п.), равных условий прохождения учебной практики и внесения других подобных изменений, а также отмены ограничений количества предметов, изучаемых по экстерной и многим другим формам обучения, не отнесенным к очной, что приводит к чисто формальным различиям дневной, вечерней и других форм обучения и увеличению популярности дневной его формы, дающей права на получение стипендий и основных льгот, и других форм обучения, не являющихся очной его формой, не предполагающих такого частого посещения обязательных занятий, которое требуется на вечерней и дневной формах обучения.
Отсутствие большинства льгот для граждан, обучающихся по вечерней форме обучения и другим формам обучения, не отнесенными к очной, усугубляется тем, что законодательство РФ не предусматривает для данных граждан отсрочки от призыва на военную службу, предусматривая право на освобождение от призыва на военные сборы для граждан, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и (на время сессий или написания дипломной работы) заочной форме обучения, наравне с гражданами, обучающимися по очной форме.
В законодательстве различных стран мира, сохраняющих призыв на военную службу, предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся в образовательных организациях по вечерней, заочной или по любым формам обучения. В частности, в законодательстве Молдовы предусмотрено на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся в образовательных организациях по любым формам обучения.
В законодательстве Белоруссии предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся как по дневной, так и по вечерней формам очной формы обучения. До 2011 года право на отсрочку от призыва на военную службу по законодательству Белоруссии имели и обучающиеся по заочной форме обучения.
Следует отметить, что понятие очно-заочной формы обучения не предусмотрено законодательством большинства стран мира. В частности, в законодательстве Болгарии и ряда других стран данная форма обучения называется вечерней.
В законодательстве Белоруссии вечерняя форма обучения отнесена к очной форме обучения, которая разделяется на дневную и вечернюю его формы..
Отсутствие понятия очно-заочной формы обучения в законодательстве многих стран мира логично, поскольку вечерняя форма обучения не имеет признаков заочной формы обучения, имея признаки очной его формы.
Вечерняя форма обучения не предусмотрена законодательством значительного числа стран мира, что логично, учитывая сложности сочетания работы и обучения с обязательным посещением значительного количества занятий в свободное от работы время, более высокое качество получения образования по дневной форме обучения, а также возможность обучения по заочной, дистанционной и другим формам обучения, позволяющим более эффективно сочетать работу и обучение.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение для студентов, аспирантов и других обучающихся по очно-заочной (вечерней) и иным формам обучения льгот и стипендий, установленных для обучающихся по очной (дневной) форме обучения, при возможном отнесении вечерней формы обучения к очной, либо частичное или полное объединение дневной и вечерней форм обучения с другими его формами путем сокращения количества обязательных занятий, проведения занятий (дистанционного или очного) по месту работы, проживания или пребывания обучающегося (при наличии такой возможности) и упрощения процедуры перевода на очную (дневную) и другие формы обучения, более подходящие для конкретных обучающихся, и возможного упразднения вечерней формы обучения с распределением обучающихся по другим его формам, проводимом по их заявлениям.
Внесение любого из данных изменений будет способствовать соблюдению прав человека на образование и на свободный выбор рода занятий, принципа равенства всех перед законом и судом, более эффективной подготовке специалистов, необходимых для общества и государства, и правильной экономии расходов бюджетных средств.

Практический результат

Соблюдение прав человека на образование и на свободный выбор рода занятий, принципа равенства всех перед законом и судом, более эффективная подготовка специалистов, необходимых для общества и государства и правильная экономия расходов бюджетных средств.

Решение

Необходимо ввести для студентов, аспирантов и других обучающихся по очно-заочной (вечерней) и иным формам обучения льготы и стипендии, установленные для обучающихся по очной (дневной) форме обучения, при возможном отнесении вечерней формы обучения к очной, либо частичное или полное объединение дневной и вечерней форм обучения с другими его формами путем сокращения количества обязательных занятий, проведения занятий (дистанционного или очного) по месту работы, проживания или пребывания обучающегося (при наличии такой возможности) и упрощения процедуры перевода на очную (дневную) и другие формы обучения, более подходящие для конкретных обучающихся, и возможного упразднения вечерней формы обучения с распределением обучающихся по другим его формам, проводимом по их заявлениям.

К началу списка инициатив