Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
54Ф73131
Уровень инициативы:
Федеральный

О недопустимости введения персонифицированного финансирования для ранее бесплатных направлений дополнительного образования детей во всех регионах Российской Федерации

В последние годы родители всех регионов России столкнулись с принудительным внедрением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДОД), с требованием учреждений дополнительного образования о регистрации детей на сайте navigator.ru и о внесении их в единую информационную систему дополнительного образования (ЕИСДОП).
С 2018 года реформа, являющаяся результатом тестирования пилотного федерального проекта «Успех каждого ребенка» в составе национального проекта «Образование», принятого Министерством просвещения Российской Федерации к исполнению, последовательно осуществляется в разных регионах России по следующим основным направлениям (перечислены наиболее важные):
1. Изменение системы оплаты программ дополнительного образования, которая теперь будет включать механизмы ПФДОД, осуществляемого по разработанной федеральным центром методике.
2. Реформа направлена на вовлечение в сферу дополнительного образования представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций.
3. Декларируется, что проводимые мероприятия должны повысить качество и доступность дополнительного образования для детей.
Мониторинг родителей показал, что система ПФДОД крайне негативно принята родителями и педагогами, во всех регионах, где она уже введена. Официальные радужные данные не соответствуют действительности. Результаты введения системы плачевные:
1. Бесплатное до этого дополнительное образование становится платным, и оплачивается выдаваемым государством сертификатом. Получается, что сертификат должен дать возможность учиться бесплатно в бесплатных и без того кружках, что прямо противоположно задаче, которую призваны решить сертификаты. Номинал сертификата с трудом покрывает посещение одного кружка. В тех регионах, где ПФДОД действует уже несколько лет - бесплатное дополнительное образование практически исчезло! (Сургут, города ХМАО, Череповец и др.)
2. Платное дополнительное образование стало еще дороже, увеличившись на сумму сертификата.
3. Качество и количество дополнительного образования снижается:
- программы дополнительного образования урезаны, чтобы подогнать к ограниченному количеству часов, оплачиваемых сертификатом;
- кроме обучения детей, педагоги вынуждены заниматься рекламой и привлечением детей именно в свою секцию, операторской работой - обработкой данных в новой системе, разъяснениями родителям о новой системе, а также созданием новых программ под сертификаты и изменением существующих;
- преподаватели против новой системы, после ее введения они думают об увольнении и увольняются;
- если в кружках недобор, то они закрываются; в то же время, и в малочисленных кружках педагоги часто обладают большим опытом и уникальными знаниями, а количество детей может варьироваться от года к году;
- сложности с записью в кружки: часто возникает ситуация, когда система пишет, что все места заняты и что сертификат уже использован, когда система не может записать ребёнка из соседнего района или ребёнка, которому менее 5 лет.
4. Происходит сбор большого количества избыточных данных детей, который представляется как обязательный, что является нарушением действующего законодательства и прав граждан. Всем известно о постоянных утечках данных клиентов банковской сферы, база Навигатора тем более подвержена риску раскрытия информации третьим лицам.
Таким образом, на словах проект презентуется как очень привлекательный, но его реальность выглядит совершенно иначе. Реализация данного проекта не способствует успеху каждого ребенка, а демонстрирует возможности, которое может дать ДО при наличии определенных средств у родителей, а при введении номинала сертификата учёта может стать элитарным.
Мы, родители, считаем что:
- дополнительное образование наших детей уже являлось качественным и доступным до введения системы сертификатов;
- существующая сформированная в течение десятилетий система дошкольного, школьного, детских центров и школ дополнительного образования, в которой присутствуют учреждения на госфинансировании, хорошо отлажена и хорошо функционирует.
Родительская общественность совместно с педагогами дополнительного образования всей России категорически против непроверенных нововведений.
Заявляет о недопустимости осуществления изменений, ухудшающих как качество дополнительного образования, так и доступ детей к нему,
Требует незамедлительного прекращения проведения реформы дополнительного образования во всех регионах.

Практический результат

Доступность дополнительного образования, которая особенно важна для детей из малоимущих и многодетных семей, а также большой выбор программ за счет:
- сохранения сформированной годами системы дополнительного образования, включающей как бесплатные программы муниципальных учреждений, так и коммерческие программы;
- использования ПФДОД исключительно для платных программ.
Высокое качество образования благодаря:
- концентрации времени и внимания педагогов на обучении детей, без отвлечений на дополнительную деятельность;
- преподаванию каждой программы и дисциплины необходимое для формирования устойчивых знаний, умений и навыков количество часов, без ограничения номиналом сертификата;
- учёту мнения педагогов и родителей с детьми, основных участников образовательного процесса.
Предлагаемое решение позволит обеспечить детям вне зависимости от достатка родителей комплексное и разнонаправленное развитие, дать им возможность совершенствоваться в разных областях и максимально обоснованно подойти к выбору профессии.

Решение

1. Проверить региональные правила ПФДОД из перечня пилотных регионов на соответствие федеральному закону, предусматривающему «расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулированию и поддержке семей».
2. Вывести сертификаты ПФДОД из бесплатных до их введения программ муниципальных учреждений и, таким образом, вернуть доступное дополнительное образование в том объеме, в котором оно необходимо нашим детям и в котором дети получали его до ведения новой системы. Оставить на госфинансировании сформированную и отлаженную в течение десятилетий систему музыкальных, художественных, спортивных школ и детских центров по всей территории России.
3. Рассмотреть вопрос распространения целевой модели ПФДОД исключительно на коммерческие организации дополнительного образования.
4. Предоставить преподавателям возможность максимально уделять внимание их основной деятельности – обучению детей. Реализовывать информирование, разъяснение нововведений, рекламу программ, операторскую работу и т.д. за счет других людей и ресурсов.
5. Обсудить и обсуждать в дальнейшем мероприятия реформы системы дополнительного образования с широкой общественностью, реализовать круглые столы с обязательным участием родителей и педагогов дополнительного образования во всех регионах, осуществить формирование общественной комиссии или иного органа для осуществления форм общественного контроля.

К началу списка инициатив