Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф73497
Уровень инициативы:
Федеральный

Пересмотр трёх базовых принципов накопительно-ипотечной системы (военной ипотеки). Ориентация на соблюдение интересов военнослужащих.

Федеральному закону № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уже более 16 лет. За это время в него 20 раз вносились изменения, несомненно, улучшившие параметры системы и порядок ее реализации.
Вместе с тем, баланс интересов в регулируемой законом области смещен в сторону государства. Время не стоит на месте и, считаем, появился запрос на ориентацию закона в сторону интересов военнослужащих.
Кроме того, в законе с 2004 года содержатся нормы бюрократического характера, которые сдерживают эффективную реализацию НИС и не позволяют охарактеризовать ее как удобную и современную систему жилищного обеспечения.
Проблема № 1. Накопления участника программы, являясь именными, фактически ему не принадлежат до 20 лет выслуги или до момента досрочного увольнения по льготным основаниям.
Указанный принцип, заложенный в законе еще в 2004 году, призван удерживать кадры на военной службе и связать исполнение государством своих обязательств по обеспечению жильем с обязанностью посвятить интересам службы определенное число лет.
На практике заемный и возвратный характер накоплений привел к следующим негативным последствиям:
- по информации ФГКУ "Росвоенипотека" по состоянию на 2020 год задолженность бывших военнослужащих, уволенных без права на накопления, по возврату средств в федеральный бюджет достигла 7,1 млрд. рублей, в том числе просроченная – 4,8 млрд. рублей. Более 50 % данной задолженности принимает характер безнадежной к взысканию;
- жилое помещение находится в двойном залоге у банка и у государства, что существенно затрудняет (а иногда делает просто нереализуемой) продажу неудачной или обременительной покупки, а также улучшение жилищных условий;
- в случае развода и раздела имущества крайне затруднительно соблюсти баланс интересов бывших супругов, поскольку перечисляемые в счет погашения ипотечного кредита накопления военнослужащему не принадлежат.
Закрепление в законе нормы о том, что любая сумма накоплений за любой период военной службы принадлежит военнослужащему, независимо от факта прохождения военной службы или увольнения по любому из оснований, позволит решить обозначенные проблемы.
Считаем, что для приобретения жилья вместо механизма целевого жилищного займа могут применяться поручения военнослужащего (разовые, долгосрочные, бессрочные) по распоряжению именными накоплениями. Конечно же, при соблюдении принципов целевого использования денежных средств, предоставленных из федерального бюджета, в период прохождения военной службы.
Проблема № 2. Для покупки жилья необходимо заказывать свидетельство участника НИС, в процессе выдачи которого задействуются десятки должностных лиц (работников), а сама процедура занимает от 2 до 6 месяцев.
Оформление свидетельства участника НИС изначально требовалось для следующих целей:
- получения согласия военнослужащего на истребование накоплений из доверительного управления;
- получения Учреждением актуальных паспортных данных военнослужащего для оформления договорных обязательств;
- получения Учреждением подтверждения факта прохождения военной службы;
- получения Учреждением и кредитной организацией информации о предельном сроке выдачи займа (о дате достижения предельного возраста нахождения на военной службе);
- соблюдения норм действующего законодательства по защите государственной тайны.
Считаем, что с учетом уровня развития современных технологий все эти цели могут быть легко достигнуты и реализованы на практике в режиме онлайн в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
От военнослужащего при этом должно быть достаточно факта подписания поручения на распоряжения накоплениями НИС.
Проблема № 3. Далеко не всегда военнослужащие включаются в реестр вовремя. по независящим от военнослужащего причинам, из-за бездействия должностных лиц, на его именном счете оказывается меньше средств, чем у сослуживцев.
Действующим законодательством предусмотрено восстановление накопительных взносов, независимо от фактической даты включения в реестр. Вместе с тем, нерешенным остается вопрос восстановления дохода от инвестирования накоплений, который не начисляется, пока именной накопительный счет не открыт.
Данную проблему, полагаем, можно было бы решить за счет доходов от инвестирования накоплений будущих периодов, обеспечив справедливое распределение денежных средств.

Практический результат

1. При увольнении с военной службы, независимо от выслуги и основания для увольнения, у военнослужащего будет возникать право на накопленные средства (принцип "Сколько прослужил - столько получил").
Стимул в продолжении службы останется, появится уверенность в завтрашнем дне и доверие к государству.
2. Не будет проблемных невозвратных долгов и непосильных выплат у уволенных с военной службы. Решится серьезная социальная проблема.
3. Автоматически решится проблема с разделом долговых обязательств при разводе.
4. Процедура приобретения жилья станет существенно проще, такой же, как и для других категорий граждан РФ, как при гражданской ипотеке.
Станет возможным улучшение жилищных условий без лишних бюрократических сложностей.
5. Будет реализован справедливый подход по учету и распределению накоплений.

Решение

Мы предлагаем:
1. Отменить свидетельство участника НИС.
2. Предоставить участнику НИС право на распоряжение накоплениями для приобретения жилья без заключения договора ЦЖЗ.
3. Предоставить участнику НИС право на использование накоплений независимо от продолжительности военной службы и основания для увольнения.
4. Защитить накопления участника НИС от бездействия должностных лиц.

К началу списка инициатив