Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф73804
Уровень инициативы:
Федеральный

Разрешить регистрацию автомобилей, приобретенных российскими гражданами в Республике Армения до 01.01.2020 без дополнительных таможенных сборов и пошлин

Согласно документу: Договор о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в Республике Беларусь, г.Минск, 10 октября 2014 года), Приложение N 3: п.31. Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В данном пункте говорится о том, что автомобили, привезённые в Республику Армения после 10 октября 2014 года не являются товарами таможенного союза, соответственно такие автомобили можно поставить на российский учёт в двух случаях, это при уплате таможенной разницы с Российской Федерацией и с 1 января 2023 года.
П.33. В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.
В данному пункте указано, что таможенная служба Российской Федерации обязана была произвести таможенный контроль транспортных средств, купленных, а затем ввезённых в Россию гражданами России, но подобный контроль не производился, все автомобили проезжали через «зелёный коридор», тем самым спровоцировав нарушение таможенного законодательства гражданами России, ввозившими автомобиль, приобретенный в Республике Армения.
Перед покупкой транспортных средств в Республике Армения гражданами России, последние письменно и по средствам телефонной связи задавали вопросы в подразделения таможенной службы своих регионов, касающиеся свободного передвижения по Российской Федерации граждан Российской Федерации на автомобилях, которые состоят на учёте в Республике Армения и оформлены на граждан Российской Федерации. В ответ от уполномоченных сотрудников таможенной службы поступали разъяснения о том, что можно беспрепятственно передвигаться гражданам России по Российской Федерации на транспортных средствах, находящихся на учёте в Республике Армения, которые оформлены на граждан России.
Данный факт легко подтверждается официальными ответами, которые будут разобраны далее:
- ответ на обращение от 31.10.2018 № 04-35/Д-6223 от Главного Управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.
Далее по тексту: Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК - ЕАЭС) таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Соответственно гражданам России не нужно декларировать свои автомобили, которые были приобретены в Республике Армения, при пересечении границы.
Далее: в соответствии со статьёй 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года одним из принципов функционирования ЕАЭС является свободное перемещение товаров между территориями государств – членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного транспортного контроля. Следовательно, при ввозе транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в Республике Армения, в Российскую Федерацию отсутствует необходимость совершать таможенные операции, связанных с декларированием транспортного средства для целей временного ввоза, данные транспортные средства СВОБОДНО перемещаются по территории ЕАЭС. Также согласно пункту 10 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование.
По факту получается обратное: основной принцип ЕАЭС свободного перемещения не соблюдается; таможенные органы заставляют производить таможенные операции, уплату таможенной пошлины на транспортные средства; никакого свободного перемещения транспортных средств по территории ЕАЭС нет.
- Ответ на обращение от 25.06.2020 года № 35-33 / Д-0335 от Северо-Кавказского таможенного управления.
Далее по тексту: в соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор о ЕАЭС) одним из принципов функционирования Таможенного союза является свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В соответствии с положениями статьи 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (подписан в г.Минске 10 октября 2014 вступил в силу 2 января 2015 (далее — Договор о присоединении), Республика Армения присоединяется к Договору о ЕАЭС, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза по перечню согласно Приложению 1 к Договору о ЕАЭС, и с даты вступления в силу Договора о присоединении становится членом ЕАЭС.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) установлено, что таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. Таким образом, в отношении транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, являющемся членом Союза, таможенные операции, связанные с временным ввозом и обратным вывозом, не совершаются.
После подобных письменных и голосовых ответов граждане России приобретали автомобили в Республике Армения с 2017 года и действительно беспрепятственно передвигались по Российской Федерации. Но с 1 июля 2020 года в разных регионах России начались рейды ГИБДД по «отлову» автомобилей с государственными номерами Республики Армения. Сотрудники ГИБДД используют положения Статьи 12.1 КоАП РФ - Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра. Но дело в том, что все автомобили зарегистрированы в установленном порядке и имеют свидетельство о регистрации транспортного средства, оформленное на граждан Российской Федерации, в следствии чего сотрудники ГИБДД не имеют права применять данную статью. Также у собственников транспортных средств имеются и все остальные указанные документы.
Также сотрудниками ГИБДД используются положения статьи 12.3 КоАП РФ - Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Но опять же! Все граждане России, купившие автомобили в Республике Армения, имеют при себе свидетельство о регистрации транспортного средства, оформленное на граждан Российской Федерации, в следствии чего сотрудники ГИБДД опять же не имеют права применять данную статью.
В настоящий момент уже несколько автомобилей изъято у граждан Российской Федерации и поставлено на штрафстоянку. Сотрудники ГИБДД изымают автомобили, трактуя это положением статьи 27.13 КоАП РФ - Задержание транспортного средства.
Согласно федеральный закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 258 «Обязанности таможенных органов», таможенные органы должны были обязать граждан России декларировать купленные ими транспортные средства в Республике Армения прямо на посту таможенной службы «Грузия - Россия» (Верхний Ларс), и оформлять временный ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации согласно ТК ЕАЭС Глава 29. Но данные действия со стороны таможенной службы не проводились, поэтому ни у одного гражданина России, купившего транспортное средство в Республике Армения, нет документов, подтверждающих временный ввоз, и налоговой декларации.
Возможно, если бы официальные лица таможенной службы не ввели бы в заблуждение своими письменными ответами на обращения граждан, устными ответами по телефону и действиями на границе, граждане Российской Федерации не приняли бы решение в пользу республики Армения в вопросе о приобретении автомобиля.
Также не исключается вина властей республики Армения, т.к. они должны были ограничить экспорт автомобилей, ввезённых из третьих стран в Республику Армения после 10 октября 2014 года в страны ЕАЭС. Данный факт признал в ходе правительственного часа в парламенте вице-премьер республики Армения Мгер Григорян. Чиновник заявил, что льготный период, предоставленный Армении в рамках ЕАЭС, был призван решить социальные вопросы, однако в большей степени использовался в коммерческих целях, «что стало неожиданностью для стран-партнёров» (для России и Казахстана).
Также хочу напомнить про недавно принятые поправки в Конституции Российской Федерации и воспользоваться пунктом 3 статьи 49 «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.». В данный момент сотрудники ГИБДД и таможенных служб сомневаются в законности своих действий (в этом они признаются в устной беседе и намеренно затягивают судебные решения до появления практики в других регионах РФ) по отношению к гражданам России, которые передвигаются по территории Российской Федерации на транспортных средствах, приобретённых и состоящих на учёте в Республике Армения.
В данный момент около 300 тысяч Россиян находится в страхе потерять свои автомобили, лишиться последнего, лишиться средства передвижения для своих семей. Во время пандемии страх потерять автомобиль особо усиливается на фоне массовой безработицы, потери бизнеса и снижении дохода, а ведь и так люди покупали автомобили в Армении именно из-за низкой цены по сравнению с ценой в России, для большинства это была покупка в кредит, в долг или на последние деньги. Данная проблема способствует развитию протестных настроений у граждан с последующим ухудшением рейтинга правительства РФ. Понижает уровень доверия к сотрудникам правоохранительных и таможенных служб. Всё это может повлечь за собой сильную ненависть к причастным со стороны народа, а это правительство и государственные службы, в следствии чего возможны митинги, демонстрации и дестабилизация мирной жизни в РФ. У отдельной категории граждан возможны суицидальные действия. Ненависть к гражданам армянской национальности, в следствии чего межнациональная рознь, ненависть, разжигание межнационального конфликта.
Недавно подобная проблема уже была решена в Республике Казахстан в пользу граждан. Возможно, нам подойдёт похожий сценарий.
Основной причиной создания условий невозможности эксплуатации транспортных средств, купленных в Республике Армения гражданами РФ, является отсутствие необратимости наказания за нарушение ПДД РФ. Также понятен интерес налоговых служб в данном вопросе, поскольку транспортный налог за данные автомобили не уплачивается в казну РФ, а это огромные суммы.
В данный момент у граждан стоит непростой выбор:
- либо "растормаживать" свои автомобили по ставкам РФ, а это примерно плюс 2-3 цены автомобиля (в отдельных случаях 4-5 цены автомобиля) – это смогут себе позволить лишь единицы, т.к. для большинства это неподъёмная сумма;
- либо продавать автомобили обратно в Армению за очень маленькую сумму, но в данный момент в Армении в продаже около 1 млн. не проданных автомобилей, в следствии чего рынок перенасыщен, и автомобили будет невозможно продать обратно;
- либо продавать автомобили «разборкам», но опять же, данный автомобиль нужно будет снять с учёта в Армении, чтобы не начислялся налог на имущество, а в связи с карантином из-за пандемии это сделать невозможно, т.к. для данного действия нужно прибыть непосредственно в Республику Армения.

Практический результат

Экономическая выгода для государства в случае перехода всех транспортных средств на учёт РФ:
- транспортный налог;
- дорожные штрафы;
- государственные пошлины за ПТС, номера и др.
Другие выгоды для государства:
- лояльность со стороны народа по отношению к Президенту и в общем к власти;
- увеличение рейтинга Президента;
- невозможность избежать наказание за нарушение ПДД;
- учёт ТС, передвигающихся по РФ.
Экономические потери государства при отказе в упрощённой системе постановки транспортных средств на учёт РФ:
- часть авто уйдёт в компании «разборки», которые в большинстве своём работают неофициально, и государство не получит налог с коммерческой деятельности данных компаний. Также будет утеряна выгода с транспортных налогов, госпошлин и штрафов в дальнейшие годы возможной эксплуатации транспортных средств, а это около 300 тысяч единиц;
- затраты на суды, письма и документацию:
- затраты на формирование специальных временных подразделений для занятия этим вопросом.
Другие потери государства:
- протестное настроение общества РФ;
- понижение уровня доверия к власти и правоохранительным органам;
- повышение процента суицида среди владельцев автомобилей на армянском учёте;
- подрыв дружбы между странами и народами.
Я думаю, что многие возненавидят армян, т.к. те продали авто и умолчали о будущих проблемах. Хотя граждане Армении не виноваты и сами стали жертвой недальновидности своих властей, но всегда найдут «крайних». Я лично был в Армении несколько раз, и у меня сложилось очень положительное впечатление о местном народе, и я нисколько не сомневаюсь в их честности и добрых намерениях, но к сожалению, не все это понимают, и здесь в будущем возможны проблемы.

Решение

Прошу Вас разрешить возникшую у граждан России проблему, далее предлагаю некоторые варианты решения проблемы:
А. Предоставить упрощённую систему регистрации автомобилей в РФ с уплатой государственных пошлин, а для автомобилей выпуска с 2017 года установка ГЛОНАСС, но без «таможенной чистки», т.е. 100% льготу на таможенную пошлину.
Б. Разрешить постановку автомобилей на временный учёт как в Казахстане, т.е. сдавать армянские номера и документы и получать временные номера РФ и ПТС до возможности поставить транспортное средство на учёт в РФ без дополнительной таможенной пошлины. В данном случае отпадает обязанность полной «таможенной чистки».
В. Объявить мораторий для граждан Российской Федерации, купивших транспортные средства в Республике Армения до возможности приобретения транспортными средствами статуса товаров таможенного союза с последующей обязательно-принудительной постановкой данных автомобилей на учёт в Российской Федерации.

К началу списка инициатив