В настоящее время активно обсуждается проблема существования рынка контрафактной табачной продукции и методы борьбы с её незаконным оборотом.
Рынок электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и иных альтернативных никотиносодержащих изделий находится в стадии становления и слишком мал, чтобы сравнивать его с рынком табачной продукции или другими отраслями потребительского рынка. Однако, проблема контрафактной и кустарной продукции стоит для рынка ЭСДН не менее остро, чем для индустрии традиционных табачных изделий.
Детальный подход к изменению налоговой базы подакцизных товаров в отношении жидкостей ЭСДН позволит сделать рынок продукции для вейпинга значительно более прозрачным и удобным для фискального регулирования.
По мнению ВОЗ, одной из целей регулирования в отношении ЭСДН должна быть возможность «воспрепятствовать приобщению к ЭСДН некурящих и молодежи, обратив особое внимание на уязвимые группы (курящих).
Налогообложение ЭСДН (рекомендуется установить) на уровне, который делает эти устройства и е-жидкости недоступными по стоимости для несовершеннолетних, с тем чтобы удержать эту возрастную группу от их использования. В то же время уровень налогообложения изделий, сжигающих табак, должен быть выше, чем для ЭСДН, чтобы воспрепятствовать приобщению и сократить возвращение к курению».
По мнению ВОЗ, электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН) в целом являются гетерогенным классом электронных изделий, имеющих широкий спектр конструктивных отличий и существенных различий в отношении образования токсичных веществ и интенсивности доставки никотина.
Содержание жидкого никотина в объеме потребительской продукции варьируется от 0,5 мг/мл до 50-70 мг/мл, а иногда достигает и более высоких концентраций (более 100 мг/мл).
Определение налогооблагаемой базы, исключительно исходя из общего объёма конечного продукта, при существующем разнообразии устройств ЭСДН и жидкостей для них создаёт, как минимум, рыночные преференции для узкого сегмента вейп продукции , характеризующейся высокой концентрацией никотина в составе жидкостей и “уводит” остальную продукцию в серую (теневую) зону рынка.
Практический результат
Предлагаемая единая ставка акциза на никотин (и его производные), используемый в качестве сырья при производстве табачной и никотиносодержащей продукции, а также на готовую никотиносодержащую продукцию позволит:
увеличить объëм легальной подакцизной продукции с низким содержанием никотина;
сократить объëм рынка безникотиновых жидкостей для ЭСДН и иных компонентов для кустарного производства никотиносодержащей продукции;
увеличить собираемость соответствующих налогов;
более чётко контролировать оборот никотинового сырья;
создать «порог входа» на рынок для кустарных производств;
минимизировать возможность производства продукции большей «крепости» по сравнению с заявленной на упаковке;
усилить позиции добросовестных производителей и продавцов по отношению к теневым дельцам;
снизить объём «серого импорта» никотинового сырья;
сключить возможность недобросовестной конкуренции между производителями табачной и альтернативной никотиносодержащей продукции с обеих сторон.
Дополнительные материалы