Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф74813
Уровень инициативы:
Федеральный

Архитектура среды, граница которой нигде не кончается

Население страны, согласно документу правительства, за 2020-24 годы уменьшится более чем на 1,2 млн человек. На снижение населения будет влиять не только торможение миграционного притока, но и естественная убыль (превышение смертей над рождениями), так считают в правительстве.
Население СССР занимало 3 место в мире, сейчас 9 место. По прогнозам ООН к 2050 году Россия будет занимать 14 место. По ресурсам Россия самодостаточная страна. Леонид Леонидович Рыбаковский - профессор, главный научный сотрудник института социально-политических исследований РАН, говорит что нужно равномерно расселять население для сохранения страны. В соответствии с анализом предварительных данных Госкомстата общая численность населения России по состоянию на 2020 год составила 146 748 590 человек, а плотность населения - 8,56 чел./км² (по данным Росстата на 1 января 2020 года). По первому показателю Российская Федерация занимает 9-е место среди всех государств мира, а по второму - 181-е (180-е место занимает Боливия, а 182-е - Чад).
В десятку лидеров по численности населения кроме России входят также КНР (Китай) - 1-е место, Индия - 2-е место, США - 3 место, Индонезия - 4-е место, Пакистан - 5-е место, Бразилия - 6-е место, Нигерия - 7-е место, Бангладеш - 8-е место, Мексика - 10-е место. Достаточно взглянуть на карту чтобы сопоставив размеры этих территорий и численность их населения, сделать вывод о нашей ситуации.
По данным Федеральной службы государственной статистики численность постоянного населения России на январь 2019 составила 146 793 700. Москва 12 678 079, Санкт-Петербург 5 398 064, Новосибирск 1 625 631, Екатеринбург 149 374. Всего городов миллионников 15. Крупнейших городов от 500 000 до 1 000 000 - 23 (Владивосток 60 656). Крупных городов от 250 тыс. до 500 тыс. - 40. Больших городов от 100 до 250 тыс. - 95. Средних от 50 до 100 тыс. - 150. Всего городов России с населением более 80 тыс. чел. - 206. Малых городов до 50 тыс. - 792 (включая Инополис). На долю малых и средних городов приходится 85 % всех городских поселений. Малые и средние города выполняют роль центров обширной сельской периферии и могут содержать экономический, научный, технический, демографический потенциалы и развиваться как культурно-деловые центры и научно-исследовательские центры. Малые и средние города, развивающиеся в качестве составных частей региональных и локальных городских систем расселения, включая городские и сельские поселения, принято рассматривать как одну из форм территориальной организации жизнедеятельности населения. Но недостаточное методологическое обеспечение в области эффективного муниципального планирования приводит к отрицательным результатам. Необходим анализ проблем социально-экономического положения малых и средних городов в области демографии, экономики, бюджетной обеспеченности, анализ сложившейся системы МСУ и предположения о том, каким будет местное самоуправление. Переход таких городов на стратегическое планирование не принёс результатов по нескольким причинам:
отсутствует четко определённые практические и методические рекомендаций по планированию;
низкий уровень научной обоснованности планов;
дефицит профессиональных кадров;
недостаточная профессиональная подготовка имеющегося персонала;
неопределённость видения будущего развития города;
отсутствие конкретной модели взаимодействия участников процесса разработки стратегических планов (программ, проектов) городов как внутри муниципального сообщества в целом, так и среди властных структур местного самоуправления.
Сейчас слышен со всех концов нашей необъятной, у которой граница нигде не кончается, плач и стон о том что трубы текут, отопление и медицина плохо работает. В середине ХХ века, когда размещение производства происходило в новых районах (поля, болота), возникали новые города и туда приезжали люди. В 90-ые годы во время кризиса эти посёлки пришли в упадок, производство свёрнуто, инфраструктура отсутствует. Более 90 % муниципалитетов (особенно малые и средние города) еле сводят концы с концами и безнадёжно дотационны. Большинство получает помощь из вышестоящих бюджетов, которая достигает 50 %. Около половины городов считают, что для их нормального функционирования следует увеличить городской бюджет в 3 раза, а 20 % — в 4 раза. Значительная концентрация консолидированных средств остаётся в центре. Реформа МСУ по двухуровневому разграничению полномочий не принесла хороших результатов — тарифы на электро-, газо- и теплоснабжение неподъёмны для обнищавшего населения, строительство дорог, строительство и распределением жилого фонда если где и идёт то «из под палки» так же как и, строительство автомобильных дорог между муниципалитетами. И появившаяся под сенью ВШЭ высшая школа урбанистки всех этих проблем не решит.
Произошли определенные сдвиги и наметились некоторые тенденции: укрупнение муниципальных образований и передача на государственный уровень части социальных функций (выплата детских пособий, компенсация льгот). Но упор на создании агломераций пока что оставил не решенным вопрос улучшения жизни на периферии - за границами или на границах агломераций. Оставленное за бортом улучшений население от безысходности вынужденно продолжит съезжаться в крупные и крупнейшие города, брошенные территории придут в упадок и опустеют.
Существует несколько научных теорий развития сельских и городских поселений:
Теория трансформационного развития — объективно обусловленный процесс изменения направленности развития (экономического, институционального, политического, социального и иного характера) на всех пространственных уровнях.
Теория регионального развития, опирающаяся на исторически сложившиеся устойчивые территориальные принципы.
Теория устойчивого развития — обосновывает самостоятельное определение городским сообществом стратегических целей и основных направлений социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Различные идеи корпоративного способа организации социально-экономической жизни, которые способны установить баланс разных интересов.
Заслуживает внимания, так называемая, концептуальная модель стратегии социально-экономического развития муниципального образования, предложенную доктором экономических наук Медведевой И.А.), которая включает в себя несколько концепций.
Интересна концепция города–корпорации, рассматривающая город в контексте корпорации особого типа, где
жители города образуют территориальную общность в силу совместного проживания в пределах городского поселения;
жители объединены общей целью, заключающейся в создании на территории благоприятных условий жизнедеятельности для себя и будущих поколений;
члены городского сообщества являются одновременно и субъектами, и объектами управления;
органы МСУ выступают в роли субъектов управления.
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) учредил конкурс программы «Малые города России», ставя задачу создания механизм привлечения внешних, финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов и благоприятного инвестиционного климата для укрепления взаимодействия на международном уровне. Но время показало, что деятельность фонда Сороса это бомба замедленного действия. Малые города, формирующие среднестатистический облик России это не имеющий чётких характеристик субстрат, за которым скрывается эта «бомба замедленного действия».
Можно, конечно, продолжить делать вид, что вся критика со стороны муниципальных чиновников — это просто демагогия депутатов и мэров, плохо исполняющих обязанности, но объективно нужно признать что после отмены всего советского сложилась тяжёлая ситуация. Структура страны была разрушена, а вместо неё появилась раздробленная система точеных отношений. Понятно что хоть и удалось избежать быстрого распада страны, но сохранение таких взаимоотношений может привести к распаду в дальнейшем.
Нам нужна новая, с учётом полученного опыта, хорошо организованная система расселения. Хорошо организованный организм не несёт потерь, а пока что, увы, наблюдается недостаток нашего населения — умных, здоровых, сильных людей, способных строить страну. И даже то, что есть, мигрирует — сначала в Москву или Питер, а потом в США. Отучившиеся в наших ВУЗах уезжают в США потому что тамошние дальновидные чиновники предпочитают, чтобы не оставались потенциальных конкурентов за рубежом, перетянуть этот потенциал к себе - предоставляют ему комфортные условия для реализации не в России, а в США. Западные чиновники организуют доставку интеллекта к себе за небольшие деньги с хорошим результатом — всё лучшее в США создано эмигрантами, эта страна создана эмигрантами, а мы этому поспособствовали и способствуем. И этот процесс идёт устойчиво до сих пор пока мы рассуждаем об устойчивом развитии, вероятно поэтому чиновники США уже считают себя мировыми чиновниками. И эмигранты считают страну в которую они переехали своей, потому что Родина это то, что ты возделываешь как свою жизнь.
Но не собираемся же мы все оставить наши земли, не собираемся же мы все переехать в США...
Понятно что благоприятный климат играет не малую роль, но технологические возможности уже таковы, что можно, если рационально подойти к использованию наших территорий, добиться отличных результатов. Понятно, что сельхоз.земли кормят и по-другому эти земли использовать нельзя, но есть и не очень благоприятные для земледелия места, вот об этом нужно подумать. Земледельческим недостаткам таких мест можно архитектурными решениями предать другие достоинства - это область градостроительства.
Нужно сделать расчёты для нового типа городов. Вот что сказал профессор архитектуры Илья Георгиевич Лежава : «Среди городского руководства распространено мнение, что все можно решить путем совершенствования существующих городских структур, то есть на «местном» уровне. С некоторыми городами, вероятно, так и придется поступить. Однако новое строительство со всей очевидностью должно стремиться к более серьезным переменам».
Конечно, должен быть развитый агро-промышленный комплекс, рабочие места, здравоохранение, благоустроенная среда. Но речь не только об этом, не только об очевидном, но о надёжной системе нашей безопасности - о безопасной среде жизнедеятельности, поэтому к освоению наших просторов нужно подходить разумно.
Вряд ли столпотворение людей в многоэтажных бетонных человейниках можно назвать хороши градостроительным решением, комфортная среда это другое. Европейские урбанисты говорят о множестве проблем мегаполисов: повышенном уровне террористической опасности, повышенном уровне эпидемиологической опасности, опасности высокой концентрации лиц склонных к экстремизму, экологических проблемах и психологических перегрузках, в том числе и том, что у жителя мегаполиса нет возможности выйдя за порог сорвать яблоко в саду или попробовать какой-нибудь другой плод прямо с дерева или грядки, а ведь это нормальная базовая потребность.
Созданием благоприятной среды как бы занимаются сейчас архитекторы, но нет среди них градостроителей, стратегов, почти не осталось после развала страны. А страна ведь состоит из городов. И из тех кто их кормит – то бишь сельских жителей. И сельским жителям нужно (технически это не сложно) предоставить комфортные решения со всеми плюсами городской жизни – вопрос, как в терпеливом сообществе открыть пробивную волю к жизни, самоорганизующийся процесс запустить, чтобы подумали что надо сделать чтобы детям не хотелось рваться с родины, чтобы хозяйствовать рачительно не оправдываясь "не мы такие, жизнь такая", решается именно так. И тогда жизнь будет такой, какую создадут сами люди, а деньги на это найдутся, там, где раньше терялись, и в дальнейшем не потеряются, потому что всё что захотят сделать люди будет соответствовать их возможностям, если такие условия создать не для отчётности а для людей. Россия большая, непросто хозяйством таким управлять. Самоуправляющиеся хорошо организованные среда с умным населением позволит, в том числе, избежать огромных потерь, возникающих из-за привычных и ставших неизбывными негативных эффектов управленческой работы, помогут избежать неэффективных кадровых решений и кадрового голода из-за применения неадекватных ситуации управленческих решений. Люди во всех уголках подключатся и будут очень эффективны, если помочь им – создать условия.
Прошло время удобств во дворе — это прошлый век и пора его менять на новый – экологичный, но очень комфортный, чтобы не приходилось в калоши нырять, а можно было пешочком, не взирая на погодные условия, в консерваторию прогуляться и там настроиться на великие свершения. А сгонять население с земель, на которых его и так недостаточно, урбанизировать так сказать, это дело плохое и для страны и для населения, пустое и потому подлое. Не подходит нам ни американский вектор, ни европейский опыт урбанизации. Штаты это государства в государстве, и мы видим что там происходит сейчас. Евросоюзный опыт это опыт взятый у СССР для замены СССР. Опыт СССР переехал территориально, и хоть поруган но не отринут, а напротив, внедряется, и Украина затевая Евромайдан надеялась прикрепится к заново формирующемуся центру силу, который переехал из Москвы в Брюссель. И такой подход нужно закрепить на законодательном уровне. Это вопрос нового отношения к организации жизни. И это вопрос отношения к создаваемым тенденциям и селекции этих тенденций - нужно вместо увлечения чужими примерам имея в запасе свои уметь это ценить. Актуальная проблема (её ещё называют человеческим фактором) - не можем отделаться от привычки, двигаясь вперед, прятать руки за спину. Когда город (страна, а с нею весь и мир) живёт как молодой организм, не хватаясь судорожными пальцами за привычные неудобства, он дышит как молодой организм. Процветающие города это опорные точки культурного обмена. Это вопрос культуры, образования, организации разумной среды, вот её и нужно создать. Так организуются среда в Артеке и в Дубне (во время проведения летних школ) и надеюсь что такой же подход осуществляется в Сириусе. Не только взаимоотношения между взрослыми людьми надо менять, но и отношение к детям - это должно быть сотрудничество. Нам есть чему поучиться друг у друга.
Это не было сделано раньше из-за невозможности осмыслить огромное, человек соизмерял свои возможности сидя в своём ограниченном закутке. Всё изменил интернет.
Пора уже научиться строить свою среду обитания и взаимоотношений, осознано (без кризисов перепроизводств, в том числе бумажных, и экологических кризисов). Что такое культура? Это селекция накопленных знаний, наилучший опыт, навыки, и главное – это способность это созидать. И оценочная система результатов такого сотрудничества должна отличаться от принятой. Уже бесполезно в попытках кого-то отстимулировать использовать искусственную поощрительную систему с тех пор как деньги стали товаром. Поэтому стимул может быть только один - стремление к действовать, жить.
Коммунизм это совершенная распределительная система в которой все заняты (100% занятость) и всем всего хватает. "От каждого по способностям, каждому по потребностям" – таким образом спрос и предложение не только будут взаимообусловлены, но и взаимообеспечены. Цифровизация такие возможности даёт позволяя учесть множество разнообразных факторов. Теперь уже точно можно всё просчитать и соразмерить – такие цифровые возможности есть. И произойдёт это ни когда-нибудь в далёком недостижимом будущем, а в определённом, т.е. запланированном периоде времени. Начать создавать это счастливое время можно начать прямо сейчас. И тогда будет что передать следующему поколению не только " От морей до самых до окраин...", но и в космосе.

Практический результат

Будет где жить и чем заниматься нашему не уехавшему и не вымирающему населению и передать это следующему поколению, причём не только " От морей до самых до окраин...", но и в космосе.

Решение

Инфраструктура должна стать иной – суперструктурой, всеобъемлющей и легко трансформирующейся под конкретные задачи в конкретных условиях. Уже все отрасли хозяйства требуют научного подхода, в том числе и земледелие, поэтому в основе нового принципа и новой формы организации жизни должны быть научно-образовательные центры со своими бизнес-коммунами (коворкингами), размещённые комплексно, и оснащенные не только необходимым оборудованием, но и детсадами со школами и жилым фондом со всей необходимой инфраструктурой включая медицину, которая будет не только частью научно-образовательного, исследовательского и производственного процесса, но и обеспечит здоровье конкретного района поселения. В научно-образовательную структуру войдут не только детсады и школы, но и бизнес- инкубаторы для выявления способностей. Страна живёт когда строится, рожает детей и авангардные идеи, создаёт себя, находит наилучшие решения, и есть хороший повод вспомнить про науку и фундаментальные решения. Живой город с живыми садами – это то место где всё это может происходить, заработает множество институтов, институты будут объединены в градообразующий комплекс единой системы. Нужны проекты с учётом всех факторов, географических в том числе, в быстро меняющимся мире. Эти факторы можно будет назвать, обозначить, включив в формулу для решения задачи структурного строительства. Это будет новая, хорошо организованная, архитектура жизни. И начать реализовывать этот демографический проект можно и нужно уже сейчас с вопроса о всеобщем Высшем образовании. Высший уровень мастерства в любой сфере деятельности это вопрос ориентированности, вопрос точного знания о своих способностях. И такая возможность должна быть у каждого. Когда человек занят делом которым он увлечён, оно у него получается, он счастлив. Много счастливых людей способны создать счастливое будущее. Нужно принять решение на высшем уровне о создании новой модели расселения на основе нового организующего принципа.
Проект не потребует огромных финансовых вложений, если взяться за его реализацию применяя технологии модульного строительства. Применение модулей, отпечатанных на 3D принтерах из новых нетеплопроводных, но очень надёжных и безопасных материалов, позволит заняться быстровозводимым строительством без огромных затрат решая комплекс задач по всей стране применительно к каждому конкретному месту.

К началу списка инициатив