Садовые некоммерческие товарищества ( СНТ) в свое время создавались для обеспечения условий жизнедеятельности садоводов, проведения начального обустройства земельных садовых участков. и общей территории в целом. Участки в те времена предоставлялись бесплатно. Частной собственности еще не было, председатели СНТ работали на общественных началах, т.е. без оплаты.
К настоящему времени территории СНТ обустроены, садовые участки отмежеваны и оформлены в частную собственность, многие садоводы обзавелись жилыми строениями, осуществляют платежи по индивидуальным прямым договорам с поставщиками ресурсов и услуг (электричество, вода, газ, мусор и пр.).
Действующее законодательство разрешило строительство жилых домов и постоянную регистрацию проживания граждан в СНТ. В этом отношении садоводы СНТ практически не отличаются от жителей деревни.
Но при этом в отличие от жителей сельских поселений садоводы- жители СНТ связаны надуманными и ненужными юридическими и бюрократическими путами, и обременены дополнительными платежами и поборами, идущими в основном на оплату целого аппарата якобы управления в СНТ, а именно - председателя и правления (бухгалтера, кассира и др.), необходимость которых ничем не подтверждается, т.к. все платежи садоводы могут делать самостоятельно, без посредников, напрямую организациям - поставщикам ресурсов и услуг, а также в ФНС.
Почему-то все СНТ зарегистрированы примерно так же, как некие частные предприятия, во главе которых стоит председатель то ли в роли директора, то ли в роли собственника этого предприятия. Причем это не АО или ООО, не артель и не колхоз,а скорее какое-то феодальное гетто. И это очень напоминает ситуацию из позапрошлого века, когда помещик получал на кормление деревушку с подневольными крестьянами, которые должны еще платить оброк и подати. Такая организация есть не что иное как старинная допотопная архаичная форма феодального угнетения простых людей -садоводов, среди которых, между прочим, много пожилых заслуженных пенсионеров.
К тому же сейчас многие СНТ превратились в очаги финансовых и разных других злоупотреблений, постоянно растущих поборов и коррупции со стороны недобросовестных непорядочных председателей.
Председателями зачастую становятся дельцы-проходимцы, склонные к коррупции и мошенническим злоупотреблениям (финансовым, земельным, материальным, даже моральным, например, в виде обмана, угроз, подделки документов или самоуправства в личных интересах). Нередко дело доходит не просто до скандалов и стычек, судов, но и до настоящих диверсий, вплоть до поджогов домов и рейдерских захватов.. Материалы об этом можно легко найти в интернете.
Отчасти этому способствует плохая проработанность и громоздкость законодательства в области СНТ, в частности, излишне завышенные полномочия и права председателя СНТ, вплоть до возможности репрессий по отношению к неугодным, возможность длительной несменяемости председателя (до 5-ти лет и более), и др.
Некоторые недобросовестные председатели превращают СНТ в личную кормушку, устанавливая себе желаемую зарплату и распоряжаясь общественной кассой, а некоторые - в личный бизнес, занимаясь перепродажей участков, липовыми сделками с подрядчиками и т.п. В таких случаях получается незаконное обогащение.
Конечно садоводы-собственники должны нести какие-то расходы, но это должны быть платежи не на содержание этакого помещика-правителя, а платежи за потребляемые ресурсы и услуги(электроэнергия, вода, газ, вывоз мусора) и конечно же, земельные налоги. Причем желательно, чтобы это были платежи по индивидуальным договорам и лицевым счетам напрямую организациям – поставщикам этих ресурсов и услуг, а не через посредника- председателя.
Еще есть «общий» налог на земли общего пользования, т.е. территорию под дорогами и проездами в СНТ. Он не такой большой, но неудобный и несправедливый, т.к. получается, что улицы и переулки в СНТ платные. Такого нет в деревнях. Решить это можно путем либо отмены этого налога, либо распределения его по участкам в виде небольшого процента к индивидуальному земельному налогу.
Между прочим, ничего из этого, описанного выше, нет в деревне, где обычно есть один уважаемый староста, исполняющий это почетное поручение на общественных началах, без зарплаты. В больших сельских поселениях бывает сельский совет, который тоже работает на общественных началах. И жители деревень живут мирно, спокойно, дружно и счастливо.
Жизнь показывает, что необходимо менять организацию и правовой статус СНТ. По существу это уже населенные пункты, где могут быть сотни домохозяйств.. Местные администрации не спешат заниматься их проблемами, но вот налоги и прочие платежи собирать и повышать не забывают.
Законодательство недавно разрешило строительство жилых домов в СНТ и постоянную регистрацию проживания в них.но, сказав «А», не сказало «Б», а именно - не перевело земли СНТ в категорию «ИЖС» или категорию «земли населенных пунктов». Тем самым создало для садоводов ряд трудностей и препятствий в строительстве и оформлении этого жилья.
Председатели СНТ всегда характеризуют свою работу как очень сложную и тяжелую. Однако детальный анализ этого вопроса показывает, что председателю нужно всего лишь примерно раз в месяц съездить в банк в энергосбытовую компанию и 1-2 раза в год съездить в местное отделение фНС. Причем это может делать и бухгалтер. Большую часть времени председатель проводит на своей даче (участке), иногда может прогуляться по территории с очень важным видом (пузо вперед, руки назад). Весьма неплохое времяпрепровождение на зарплате.
По поводу зарплаты нужно отметить, что зарплата (даже в размере МРОТ) в соответствии с трудовым законодательством положена при 8-м часовом рабочем дне и 5 ти-дневной рабочей неделе, что у председателя явно не выполняется.
Что касается членских и целевых взносов, то членские взносы, т.е.взносы членов СНТ, идут в основном на содержание председателя и правления, т.е. текущие платежи, а взносы нечленов СНТ должны называться уже по-другому, например, это могут быть добровольные пожертвования сознательных граждан на необходимые (по их мнению) нужды СНТ. Аналогично следует назвать и все целевые расходы, т.к. они должны осуществляться только на действительные нужды СНТ, на те, которые утверждаются голосованием общего собрания. И Сам факт их оплаты будет эквивалентом голосования за соответствующие пункты плана. Размер ежемесячного членского взноса должен определяться как доля текущих расходов СНТ, т.е. 1/12 N), где N –количество членов.
Жизнь показывает, что необходимо менять организацию и правовой статус СНТ. По существу это уже населенные пункты, где могут быть сотни домохозяйств. Местные администрации не спешат заниматься их проблемами, но вот налоги и прочие платежи собирать и повышать не забывают.
Для исправления создавшегося положения необходимо разработать соответствующие поправки в законодательство, целесообразно также запустить государственную программу постепенного перевода СНТ в статус поселений.
После полного перехода на прямые индивидуальные договора и платежи ненужными будут ни кассир, ни бухгалтер, ни председатель, ни СНТ как юридическая единица.
Практический результат
1. Гармонизация законодательства.
2. Улучшение условий жизнедеятельности садоводов.
3. Оздоровление морально-психологической атмосферы в СНТ, улучшение качества жизнедеятельности садоводов.
4. Снижение социальной напряженности и повышение социальной справедливости как внутри СНТ, так и в сравнении с жителями деревень.
5. Упрощение и снижение платежей садоводов, причем без снижения налоговых поступлений в бюджет страны, устранение излишних поборов, улучшение собираемости платежей.
6. Устранение ненужных посредников при проведении платежей в налоговые органы и поставщикам ресурсов и услуг.
7. Устранение почвы для злоупотреблений, коррупции и других криминальных проявлений.
8. Снижение количества судебных споров (суды завалены разбирательствами спорных ситуаций в СНТ).
9. Развитие и укрепление поселений, деревень, увеличение доли сельского населения, укрепление физического и морального здоровья населения.
10. Улучшение демографии.