Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75358
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ст.236 УК РФ точных минимальных условий ответственности и декриминализации деяний, не повлекших опасного вреда

Существует необходимость введения в ст. 236 УК РФ четких, справедливых и точно определенных по степени опасности причиненного вреда минимальных критериев причиненного здоровью человека вреда как условий уголовной ответственности по данной статье и установления лишения свободы в данной норме, соответствующих степени опасности конкретных преступлений, поскольку данные критерии в УК РФ отсутствуют, что влечет произвольное распределение неосторожных преступлений, предусматривающих лишение свободы, и указанных преступлений, его не предусматривающих.
Минимальные условия уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ четко не определены и являются оценочными критериями привлечения к уголовной ответственности. В частности, к критериям привлечения к уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил отнесено наличие неосторожных последствий, выражающихся в массовом заболевании или отравлении людей либо в смерти человека (ст. 236 УК РФ), но отсутствуют определения понятий массовости и самих заболеваний или отравлений людей, что означает оценочный подход к признанию заболевания или отравления людей на определенной территории массовым и отнесению к заболеваниям или отравлениям заболеваний или отравлений, представляющих любую степень опасности, повлекших причинение легкого вреда здоровью человека или не повлекшие причинения вреда его здоровью.
Данные критерии привлечения к уголовной ответственности противоречат положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку исключают привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью одному или нескольким людям, либо иному количеству людей, не признанному массовым, и допускают его в случаях признания массовым заболевания или отравления людей, причинившего любой меньший вред, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
ФЗ от 1 апреля 2020г. N 100-ФЗ, которым усилена ответственность по ст. 236 УК РФ, в части введения в ч. 1 ст. 236 наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет и установления в ней ответственности за умышленное создание угрозы наступления массового заболевания или отравления людей, не учитывается степень опасности и сложность доказуемости как наступления по неосторожности массового заболевания или отравления людей, так и умышленного создания угрозы наступления данных последствий, которое приравнено по наказаниям к наступлению по неосторожности указанных последствий (ч. 1 ст. 236 УК РФ), поскольку данные деяния не представляют большой степени опасности, если причиненный вред здоровью не является тяжким или не влечет наиболее негативных последствий для человека, государства или общества, а отсутствие причинения вреда здоровью, при наличии угрозы его причинения, не может быть равным по степени опасности причинению не только смерти человеку, но и вреда его здоровью, а криминализация угрозы может влечь распространение случаев незаконного или несправедливого привлечения различных лиц к уголовной ответственности и назначение несправедливых строгих наказаний. Это требует более четкого распределения условий уголовной ответственности и мер наказаний в ст. 236 УК РФ.
Наказание в виде лишения свободы было предусмотрено в ч. 1 ст. 236 УК РФ на срок до двух лет до 2003 года.
В 2009 году максимальный срок наказания в виде ограничения свободы, являвшегося наиболее строгим видом наказания в ч. 1 ст. 236 УК РФ был сокращен с двух лет до одного года. При этом данное наказание было введено в действие и стало применяться как вид наказания, не связанного с лишением свободы.
Таким образом, наиболее строгие наказания, предусмотренные в ч. 1 ст. 236 УК РФ с 2003 по 2020 год были смягчены два раза. При этом согласно ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ, поэтому наиболее строгим видом наказания по ч. 1 ст. 236 УК РФ до апреля 2020 года являлись исправительные работы на срок до одного года, не назначаемые лицам, указанным в ч. 5 ст. 50 УК РФ, вместо которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначается ограничение свободы на тот же срок, учитывая положения ч. 1 ст. 51 УК РФ.
Наиболее строгие наказания, предусмотренные в ч. 1 ст. 236 УК РФ с 2009 по 2020 год, являлись менее строгими, чем данные наказания, предусмотренные за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью как многих или нескольких лиц, так и одного человека, поскольку за данное деяние, предусмотренное в ч. 1 ст. 118 УК РФ, максимальные наказания составляют не более двух лет исправительных работ или трех лет ограничения свободы (наказание в виде ареста судам назначать запрещено), а в ч. 2 ст. 118 предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.
Данное несоответствие мер наказания влекло смягчение наказаний для осужденных по ч. 1 ст. 236, массово причинивших по неосторожности тяжкий вред здоровью людей, и назначение более строгих наказаний осужденным по ч. 1 или 2 ст. 118, причинивших по неосторожности тяжкий вред здоровью одному или нескольким лицам вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил, либо необходимость решения вопроса о квалификации массового причинения тяжкого вреда здоровью людей, подпадающего под ч. 1 ст. 236 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 236 и ч. 1 или 2 ст. 118 УК РФ, учитывая наличие общей уголовной ответственности за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью любому количеству людей.
Поэтому усиление наказания по ч. 1 ст. 236 УК РФ позволило исключить вышеуказанное несоответствие мер наказания по ст. 118 и ч. 1 ст. 236 УК РФ, но не решило основную проблему распределения мер ответственности по данным нормам УК РФ, учитывая отсутствие уголовной ответственности за неосторожное причинение нетяжкого вреда здоровью при нарушении санитарно-эпидемиологических и многих других правил и наличие уголовной ответственности за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью одного человека, а также отсутствие четкого запрета квалификации деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ, повлекшего причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью людей, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 236 и ч. 1 или 2 ст. 118 УК РФ, что требует законодательного урегулирования, ввиду большей степени опасности деяния, повлекшего неосторожное массовое причинение тяжкого вреда здоровью, чем деяния, не повлекшего массового его причинения, или повлекшего причинение меньшего вреда здоровью человека, свидетельствующей о его выделении в отдельный состав преступления, охватывающий неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека, в целях экономии мер уголовной репрессии и упорядочивания норм Особенной части УК РФ.
Ответственность за создание угрозы массового заболевания людей инфекционными заболеваниями или их отравления была предусмотрена в последних редакциях ст. 222 УК РСФСР 1960г., в которой до ее отмены и введения в действие ст. 236 УК РФ предусматривалась ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло массовое распространение инфекционных заболеваний или массовое отравление людей либо создало угрозу наступления тех же последствий. При этом во всех редакциях ст. 222 УК РСФСР предусматривалась ответственность за нарушение данных правил, влекущее распространение именно инфекционных заболеваний.
Таким образом, если нарушение данных правил влекло массовое заболевание людей видами заболеваний, не являющимися инфекционными, и не создавало угрозы распространения таких заболеваний, то оно не влекло уголовной ответственности за нарушение вышеуказанных правил.
Нарушение указанных правил, повлекшее массовое заболевание людей неинфекционными заболеваниями было криминализировано в РФ только с 1 января 1997 года, когда положения УК РФ, содержащего ответственность, предусмотренную в ст. 236 данного УК, вступили в силу. При этом было декриминализировано создание угрозы распространения инфекционных заболеваний или массового отравления людей. Поэтому криминализация умышленного создания угрозы массового заболевания людей любыми заболеваниями является значительным ужесточением уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое может создать большие сложности доказательства вины или невиновности лица, нарушившего данные правила и не причинившего массовый вред, а только умышленно создавшего угрозу его причинения.
Различная степень опасности инфекционных и других заболеваний и всех видов отравлений и меньшая опасность создания угрозы их возникновения, а также сложность доказывания причинно-следственной связи между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и возникновением таких последствий, как различные массовые заболевания или отравления людей, и, тем более, созданием угрозы их наступления, не повлекшей опасных для людей последствий, свидетельствуют о необходимости декриминализации деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 236 УК РФ, не повлекших причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или иного вреда людям, представляющего высокую степень опасности, влекущего опасные жизни или здоровья многих людей последствия.
Наиболее строгое наказание в виде лишения свободы было предусмотрено во всех редакциях ст. 222 УК РСФСР 1960г., но долгое время его сроки не превышали одного года или двух лет. В последней редакции ст. 222 УК РСФСР оно было предусмотрено на сроки до трех, семи или двенадцати лет, в зависимости от наступивших последствий. Поэтому меры наказания, предусмотренные действующей редакцией ст. 236 УК РФ являются более строгими, чем данные меры, предусматривавшиеся во многих редакциях ст. 236 УК РФ и ст. 222 УК РСФСР, но являются менее строгими, чем сроки лишения свободы, предусматривавшиеся в последней редакции ст. 222 УК РСФСР.
При этом усиление наказаний по ч. 1 ст. 236 УК РФ не является таким же строгим, какими являлись усиления наказаний по ст. 222 УК РСФСР и наказания, предусмотренные в первых редакциях ч. 1 ст. 236 УК РФ, поскольку наличие в санкции нормы о преступлении наиболее строгого наказания в виде лишения свободы на срок более одного года до 2001 года означало наличие права на применение к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу без учета исключительных обстоятельств, исключавших применение данной меры пресечения по делам о преступлениях, влекущих не более одного года лишения свободы, согласно положениям УПК РСФСР 1960г. Перечень данных исключительных обстоятельств в УПК РСФСР предусмотрен не был.
Применение задержания по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в случаях, исключающих применение меры пресечения в виде заключения под стражу, запрещено только с 1 июля 2002 года положениями УПК РФ 2002г., а задержанный, в отношении которого установлены данные обстоятельства, подлежит немедленному освобождению. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы, при котором запрещено применение меры пресечения в виде заключения под стражу, если отсутствует любой из четырех исключительных случаев, был увеличен в УПК РСФСР в 2001 году до двух лет, а в УПК РФ в 2012 году - до трех лет. К исключительным случаям с 2001 года отнесены: отсутствие у подозреваемого или обвиняемого постоянного места жительства на территории РФ, неустановление его личности, нарушение им ранее избранной меры пресечения, или если он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Исключение наказания в виде лишения свободы из санкции ч. 1 ст. 236 УК РФ с 2003 по 2020 год означало наличие запрета на применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога к подозреваемым или обвиняемым по делам о данном преступлении, а также на применение задержания по подозрению в его совершении.
Введение наказания в виде лишения свободы в санкцию ч. 1 ст. 236 УК РФ означает наличие права на применение к подозреваемому или обвиняемому в данном преступлении задержания по подозрению в его совершении и мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога только, если имеет место один из четырех вышеуказанных исключительных случаев. При этом заключение под стражу в указанных случаях или по делам о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок более трех лет, разрешено только при невозможности применения к лицу иной, более мягкой меры пресечения.
С 2011 года установлен запрет на назначение наказания в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести (деяния, предусматривающие не более трех лет лишения свободы), если оно совершено впервые и отсутствуют отягчающие вину обстоятельства.
Наступление тяжких последствий не является отягчающим вину обстоятельством, если оно отнесено к криминообразующим или квалифицирующим признакам преступления, поскольку в случае, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания, учитывая положение ч. 2 ст. 63 УК РФ.
Поэтому по ч. 1 ст. 236 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы (как реального, так и условного), если данное преступление совершено впервые или отсутствуют тяжкие последствия, наступившие в результате массового заболевания или отравления людей, либо иные отягчающие вину обстоятельства.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, и другие подобные деяния, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
Внесение многочисленных изменений в диспозиции и санкции ст. 222 УК РСФСР и ст. 236 УК РФ только свидетельствуют о необходимости внесения в ст. 236 УК РФ изменений, упорядочивающих меры ответственности и наказаний по данной норме УК, а строгость наказания в виде лишения свободы и его негативное влияние на личность человека, противодействие коррупции, эпидемиологическую ситуацию в стране и мире, а также на экономическое благополучие в государстве и, следовательно, на борьбу с различными видами преступности и социальное развитие государства, необходимо сокращение норм УК, предусматривающих наказания, связанные с лишением свободы, до его норм, предусматривающих ответственность за насильственные преступления или преступления, повлекшие наступление тяжких последствий, и сохранение или установление его сроков, превышающих один год, только за деяния, связанные с причинением тяжкого вреда здоровью человека и наступлением других подобных тяжких последствий.
Наличие массовости заболевания или отравления людей как условия привлечения к уголовной ответственности создает сложности при квалификации деяний как по ч. 1 ст. 236, так и по ст. 118 и 238 УК РФ, поскольку уголовную ответственность по ч. 1 и 2 ст. 118 влечет и единичный случай причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, а ответственность по ст. 238 наступает за любой сбыт или оборот в целях сбыта товаров либо выполнение работ (оказание услуг), представляющих опасность для здоровья человека, что требует внесения изменений в ст. 236 УК РФ, уточняющих условия привлечения к уголовной ответственности и устанавливающих справедливые условия привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ.
Наступление последствий в виде массового заболевания или отравления людей можно справедливо отнести к неосторожным преступлениям, если вред, причиненный здоровью одного или нескольких лиц, является тяжким, или если значительному количеству людей причинен средней тяжести вред здоровью, либо если большому количеству людей причинен легкий вред здоровью, а к критериям установления и назначения лишения свободы за указанные деяния справедливо отнести только причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, лишающего человека многих необходимых для самостоятельной нормальной жизнедеятельности функций (лишение конечностей, зрения, слуха, речи, памяти или способности понимать значение своих действий и руководить ими, наступления состояния паралича либо наступление многих или всех указанных опасных для жизни и здоровья человека последствий) одному человеку или нескольким лицам, причинение по неосторожности иного тяжкого вреда здоровью нескольких лиц и причинение средней тяжести вреда здоровью большому количеству людей.
При этом должны учитываться степень опасности конкретных заболеваний или отравлений для жизни или здоровья человека, значительность количества потерпевших (10, 100 и более человек, в зависимости от степени опасности заболеваний или отравлений и тяжести вреда, причиненного здоровью) и наличия возможности избегать наступления случаев заболеваний или отравлений без причинения значительного вреда ответственному лицу или другим лицам, а также наличие или отсутствие прямой взаимосвязи между нарушением правил и наступлением указанных последствий.
В нормах Особенной части УК РФ наказания в виде лишения свободы и максимальные их сроки за многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени их общественной опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, наказание в виде лишения свободы отсутствует в соответствующих нормах Особенной части УК о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности любому количеству людей (ч. 1 ст. 118 УК РФ), простых побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116.1 и ч. 1 ст. 115 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 224 УК РФ), незаконных приобретении или сбыте государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ), похищении у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и о значительном числе других деяний.
Лишение свободы на срок не более двух лет предусмотрено в соответствующих нормах Особенной части УК об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), причинении смерти по неосторожности одному человеку (ч. 1 ст. 109 УК РФ), умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенном в состоянии аффекта либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 113 и ч. 2 ст. 114 УК РФ), квалифицированных побоях или умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116 и ч. 2 ст. 115 УК РФ), причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), простой краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ), простом незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, не повлекшем тяжких последствий (ч. 1 ст. 220 УК РФ), незаконных сбыте и изготовлении холодного, метательного и газового оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 224 УК РФ), и о значительном числе других деяний.
Лишение свободы на сроки, превышающие два года, но не превышающие пяти лет предусмотрено в нормах УК об убийстве, совершенном в состоянии аффекта или при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 107 и 108 УК РФ), квалифицированном умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 112 УК РФ), квалифицированном умышленном повреждении или уничтожении чужого имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 220 УК РФ), простом незаконном обороте многих видов огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 и 223 УК РФ), незаконном осуществлении частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшем причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), и о значительном числе других деяний.
Аналогично в УК РФ распределены и сроки лишения свободы, превышающие пять лет.
Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных преступлений, за которые не предусмотрено лишение свободы и преступлений, его предусматривающих.
Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о данном деянии (ч. 1 ст. 118), не предусмотрено лишение свободы как в случае причинения одному человеку вреда здоровью, отнесенного к тяжкому по минимальным критериям, так и в случаях причинения по неосторожности наиболее тяжкого вреда здоровью, приводящего человека в беспомощное состояние, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с частью видов источников повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, но не влекущего ответственности по норме УК РФ, предусматривающей лишение свободы, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью двум или более лицам, а также в других случаях, свидетельствующих о повышенной общественной опасности данного неосторожного деяния.
Лишение свободы предусмотрено за виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, и в части специальных норм о причинении по неосторожности как тяжкого, так и средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также в части норм об умышленных преступлениях, уголовная ответственность наступает независимо от причинения ими какого-либо вреда.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний, в целях соблюдения принципа справедливости.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний, в целях соблюдения принципа справедливости.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

К началу списка инициатив