Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75380
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости частичной или полной декриминализации деяния, предусмотренного ст.207.1 УК РФ

Существует необходимость введения в ст. 207.1 УК РФ четких, справедливых и точно определенных по степени опасности причиненного вреда минимальных критериев общественной опасности как условий уголовной ответственности по данной статье или полной декриминализации деяния, предусмотренного данной нормой УК, поскольку в ст. 207.1, введенной ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ, установлена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, но критерии уголовной ответственности за указанное деяние в УК РФ отсутствуют, что может повлечь произвольное привлечение к уголовной ответственности по данной статье.
Наличие ответственности именно за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, существенно осложняет привлечение к ответственности лиц, распространяющих заведомо ложную информацию, учитывая невозможность привлечения к ответственности за распространение такой информации в случаях, если отсутствуют указания на ее достоверность или прямой умысел на распространение именно ложной информации под видом достоверной, поэтому лицо, совершившее данное деяние может отрицать умысел на распространение ложных сведений под видом достоверных, а кажущееся достоверность сведений может осложнить доказательство их ложности и, тем более, заведомой ложности.
Наличие уголовной ответственности за деяние дает уполномоченным органам большой перечень полномочий, ограничивающих права человека и гражданина (права на обыск жилища, на проникновение в жилище во время преследования подозреваемых в совершении преступления или для пресечения преступления в жилище и т.п.), поэтому необходимо четкое разграничение преступлений и правонарушений по степени опасности, исключающее произвольное отнесение деяний к преступлениям.
Указание на наличие угрозы жизни и безопасности именно граждан, а не людей, может допускать дискриминацию лиц без гражданства или влечь двусмысленное толкование понятия гражданина, что требует внесения изменений в ст. 207.1 УК РФ или другие нормы законодательных актов РФ, заменяющих данное понятие на более общее, определяющее всех людей, или вводящих общее понятие гражданина, определяющее всех людей, в случаях, предусмотренных законом.
Отсутствие наказания в виде лишения свободы в санкции ст. 207.1 УК РФ означает наличие запрета на применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога к подозреваемым или обвиняемым по делам о данном преступлении, а также на применение задержания по подозрению в его совершении.
Причинение вреда здоровью человека или наступление тяжких последствий по неосторожности в результате публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, влечет ответственность по ст. 207.2 УК РФ.
ФЗ от 18.03.2019 N 27-ФЗ введена административная ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, создавшее угрозу причинения вреда, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 9, 10 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ). Административной ответственности по ч. 9 и 10 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ подлежат граждане, должностные лица и юридические лица. При этом в ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ первоначально предусматривалась ответственность за распространение указанной заведомо недостоверной информации, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, либо совершенное повторно. Поэтому имела место декриминализация причинения по неосторожности смерти человеку или тяжкого вреда его здоровью путем распространения определенной в ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ заведомо недостоверной информации, но без внесения корреспондирующих изменений в нормы УК РФ об уголовной ответственности за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности (ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ), необходимых для четкого разделения мер административной и уголовной ответственности за противоправные деяния.
ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ введена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и за распространение в них заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ). Данной ответственности по ч. 10.1 и 10.2 КоАП РФ подлежат только юридические лица, но по ч. 11 сохраняется ответственность граждан и должностных лиц, что позволяет правильно разграничить меры административной и уголовной ответственности за данные деяния, совершенные впервые (в особенности, если они повлекли смерть человека или причинение вреда его здоровью), учитывая отсутствие уголовной ответственности юридических лиц, при наличии административной ответственности как физических, так и юридических лиц, но требует корректировки положений ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ, учитывая наличие в ней обобщающей формулировки о повторности совершения деяний, предусмотренных ч. 10, 10.1 и 10.2 ст. 13.15, и ответственности физических и юридических лиц, определяющей равные размеры наказаний (штрафов) для каждой категории физических лиц (граждан и должностных лиц) и юридических лиц, независящие от наступления тяжких последствий и степени их тяжести, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), и равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку установление наиболее строгих административных наказаний за вышеуказанные деяния определяется не наступлением тяжких последствий, включающих смерть человека, в результате их совершения, а повторностью совершения указанных деяний, как повлекших, так и не повлекших наступления смерти человека или иных тяжких последствий, поэтому наибольший размер наказания в виде административного штрафа может быть назначен не только лицу, повторно в течение года после привлечение к административной ответственности за аналогичное деяние совершившему деяние, повлекшее наступление смерти человека или иных тяжких последствий, но и лицу, повторно совершившему деяние, не повлекшее указанных последствий.
Таким образом, в данных ФЗ не учтены положения ст. 2 Конституции РФ, определяющей человека, его права и свободы, как высшую ценность, что требует внесения уточняющих изменений, четко и справедливо разграничивающих административную и уголовную ответственность, соответствующих положениям Конституции РФ.
Также в данных ФЗ не определены минимальные критерии степени опасности распространения вредной ложной информации, указывающие на необходимость установления административной ответственности за ее распространение.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ст. 207.1 УК РФ, и другие подобные деяния, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких определений понятий заведомо ложной информации и достоверных сведений, а также публичности распространения информации в различных сетях или другим способом и публичности совершения любых противоправных деяний, установление минимальных критериев причинения людям имущественного и иного вреда, создающего прямую угрозу их жизни или здоровью, с четко определенной причинно-следственной связью между распространением заведомо ложной информации и наступившими последствиями, и исключение уголовной и иной ответственности в случаях, когда распространенные сведения становятся достоверными или явно могут стать таковыми в конкретных обстоятельствах или по прошествии определенного времени, либо полная декриминализация ст. 207.1 УК РФ и установление минимальных критериев административной ответственности за подобные деяния либо ее отмена.
Учитывая наличие административной ответственности физических лиц за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку распространением определенной информации со дня вступления в силу ФЗ от 18.03.2019 N 27-ФЗ до дня вступления в силу ФЗ от 01.04 2020 N 99-ФЗ, в целях реализации конституционного принципа обратной силы закона, определяющего наказуемость правонарушения, заключающегося в наличии обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность за правонарушения, и ее отсутствии у закона, устанавливающего или усиливающего ответственность за него, необходимо введение в УК и КоАП РФ четких правил распределения мер административной и уголовной ответственности за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ, и в иных случаях, которые предусмотрены или могут быть предусмотрены КоАП РФ, допускающих привлечение виновных физических лиц к административной ответственности за данные опасные деяния только в случаях отсутствия прямой угрозы причинения совершенным деянием по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, или запрещающих привлечение к административной ответственности за данные деяния во всех случаях, в которых возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, при установлении четких критериев привлечения к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям именно общественно опасных деяний, запрещенных нормами УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ), и признание малозначительными только деяний, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ, но не представляющими общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ), специфику деяний, влекущих причинение по неосторожности причинение тяжкого и иного вреда здоровью человека либо смерти человеку, предусмотренных УК РФ, указывающую на наличие в них общественной опасности, а также наличие обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния по нормам УК РФ (ст. 37 – 42 УК РФ), которыми исключается уголовная ответственность за неосторожные деяния, совершенные как при соблюдении, так и при превышении мер необходимой обороны и других подобных мер.
В нормах Особенной части УК РФ наказания в виде лишения свободы и максимальные их сроки за многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени их общественной опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, наказание в виде лишения свободы отсутствует в соответствующих нормах Особенной части УК о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности любому количеству людей (ч. 1 ст. 118 УК РФ), простых побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116.1 и ч. 1 ст. 115 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 224 УК РФ), незаконных приобретении или сбыте государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ), похищении у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и о значительном числе других деяний.
Лишение свободы предусмотрено в соответствующих нормах Особенной части УК об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), причинении смерти по неосторожности одному человеку (ч. 1 ст. 109 УК РФ), умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенном в состоянии аффекта либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 113 и ч. 2 ст. 114 УК РФ), квалифицированных побоях или умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116 и ч. 2 ст. 115 УК РФ), причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), простой краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ), простом незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, не повлекшем тяжких последствий (ч. 1 ст. 220 УК РФ), незаконных сбыте и изготовлении холодного, метательного и газового оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 224 УК РФ), незаконном осуществлении частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшем причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), и о значительном числе других деяний.
Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных преступлений, за которые не предусмотрено лишение свободы и преступлений, его предусматривающих.
Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о данном деянии (ч. 1 ст. 118), не предусмотрено лишение свободы как в случае причинения одному человеку вреда здоровью, отнесенного к тяжкому по минимальным критериям, так и в случаях причинения по неосторожности наиболее тяжкого вреда здоровью, приводящего человека в беспомощное состояние, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с частью видов источников повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, но не влекущего ответственности по норме УК РФ, предусматривающей лишение свободы, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью двум или более лицам, а также в других случаях, свидетельствующих о повышенной общественной опасности данного неосторожного деяния.
Лишение свободы предусмотрено за виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, и в части специальных норм о причинении по неосторожности как тяжкого, так и средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также в части норм об умышленных преступлениях, уголовная ответственность наступает независимо от причинения ими какого-либо вреда.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний, в целях соблюдения принципа справедливости.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ст. 207.1 УК РФ, и другие подобные деяния, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких определений понятий заведомо ложной информации и достоверных сведений, а также публичности распространения информации в различных сетях или другим способом и публичности совершения любых противоправных деяний, установление минимальных критериев причинения людям имущественного и иного вреда, создающего прямую угрозу их жизни или здоровью, с четко определенной причинно-следственной связью между распространением заведомо ложной информации и наступившими последствиями, и исключение уголовной и иной ответственности в случаях, когда распространенные сведения становятся достоверными или явно могут стать таковыми в конкретных обстоятельствах или по прошествии определенного времени, либо полная декриминализация ст. 207.1 УК РФ и установление минимальных критериев административной ответственности за подобные деяния либо ее отмена.
Необходимо введение в УК и КоАП РФ четких правил распределения мер административной и уголовной ответственности за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ, и в иных случаях, которые предусмотрены или могут быть предусмотрены КоАП РФ, допускающих привлечение виновных физических лиц к административной ответственности за данные опасные деяния только в случаях отсутствия прямой угрозы причинения совершенным деянием по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, или запрещающих привлечение к административной ответственности за данные деяния во всех случаях, в которых возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, при установлении четких критериев привлечения к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ.
Необходимо введение в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

К началу списка инициатив