Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75386
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в УК РФ точных минимальных критериев установления лишения свободы за неосторожные и умышленные преступления

Существует необходимость введения в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности, соответствующих степени опасности конкретных преступлений, поскольку данные критерии в УК РФ отсутствуют, что влечет произвольное распределение неосторожных преступлений, предусматривающих лишение свободы, и указанных преступлений, его не предусматривающих.
В нормах Особенной части УК РФ наказания в виде лишения свободы и максимальные их сроки за многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени их общественной опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, наказание в виде лишения свободы отсутствует в соответствующих нормах Особенной части УК о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности любому количеству людей (ч. 1 ст. 118 УК РФ), простых побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116.1 и ч. 1 ст. 115 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 224 УК РФ), незаконных приобретении или сбыте государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ), похищении у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и о значительном числе других деяний.
Лишение свободы на срок не более двух лет предусмотрено в соответствующих нормах Особенной части УК об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), причинении смерти по неосторожности одному человеку (ч. 1 ст. 109 УК РФ), умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенном в состоянии аффекта либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 113 и ч. 2 ст. 114 УК РФ), квалифицированных побоях или умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116 и ч. 2 ст. 115 УК РФ), причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), простой краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ), простом незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, не повлекшем тяжких последствий (ч. 1 ст. 220 УК РФ), незаконных сбыте и изготовлении холодного, метательного и газового оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 224 УК РФ), незаконном осуществлении частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшем причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), и о значительном числе других деяний.
Лишение свободы на сроки, превышающие два года, но не превышающие пяти лет предусмотрено в нормах УК об убийстве, совершенном в состоянии аффекта или при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 107 и 108 УК РФ), квалифицированном умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 112 УК РФ), квалифицированном умышленном повреждении или уничтожении чужого имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 220 УК РФ), простом незаконном обороте многих видов огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 и 223 УК РФ) и о значительном числе других деяний. Аналогично в УК РФ распределены и сроки лишения свободы, превышающие пять лет.
Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных преступлений, за которые не предусмотрено лишение свободы и преступлений, его предусматривающих.
Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о данном деянии (ч. 1 ст. 118), не предусмотрено лишение свободы как в случае причинения одному человеку вреда здоровью, отнесенного к тяжкому по минимальным критериям, так и в случаях причинения по неосторожности наиболее тяжкого вреда здоровью, приводящего человека в беспомощное состояние, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с частью видов источников повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, но не влекущего ответственности по норме УК РФ, предусматривающей лишение свободы, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью двум или более лицам, а также в других случаях, свидетельствующих о повышенной общественной опасности данного неосторожного деяния.
Лишение свободы предусмотрено за виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, и в части специальных норм о причинении по неосторожности как тяжкого, так и средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также в части норм об умышленных преступлениях, уголовная ответственность наступает независимо от причинения ими какого-либо вреда.
Минимальные условия уголовной ответственности за отдельные противоправные деяния четко не определены и являются оценочными критериями привлечения к уголовной ответственности. В частности, к критериям привлечения к уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил отнесено наличие неосторожных последствий, выражающихся в массовом заболевании или отравлении людей либо в смерти человека (ст. 236 УК РФ), но отсутствуют определения понятий массовости и самих заболеваний или отравлений людей, что означает оценочный подход к признанию заболевания или отравления людей на определенной территории массовым и отнесению к заболеваниям или отравлениям заболеваний или отравлений, представляющих любую степень опасности, повлекших причинение легкого вреда здоровью человека или не повлекшие причинения вреда его здоровью.
Данные критерии привлечения к уголовной ответственности противоречат положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку исключают привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью одному или нескольким людям, либо иному количеству людей, не признанному массовым, и допускают его в случаях признания массовым заболевания или отравления людей, причинившего любой меньший вред, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ, которым усилена ответственность по ст. 236 УК РФ, не учитывается степень опасности и сложность доказуемости как наступления по неосторожности массового заболевания или отравления людей, так и умышленного создания угрозы наступления данных последствий, которое приравнено по наказаниям к наступлению по неосторожности массового заболевания или отравления людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), поскольку данные деяния не представляют большой степени опасности, если причиненный вред здоровью не является тяжким или не влечет наиболее негативных последствий для человека, государства или общества, а отсутствие причинения вреда здоровью, при наличии угрозы его причинения, не может быть равным по степени опасности причинению вреда здоровью человека, а криминализация угрозы может влечь распространение случаев незаконного или несправедливого привлечения различных лиц к уголовной ответственности и назначение несправедливых строгих наказаний. Это требует более четкого распределения наказаний в ст. 236 УК РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний, в целях соблюдения принципа справедливости.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
Наступление последствий в виде массового заболевания или отравления людей можно справедливо отнести к неосторожным преступлениям, если вред, причиненный здоровью одного или нескольких лиц, является тяжким, или если значительному количеству людей причинен средней тяжести вред здоровью, либо если большому количеству людей причинен легкий вред здоровью, а к критериям установления и назначения лишения свободы за указанные деяния справедливо отнести только причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, лишающего человека многих необходимых для самостоятельной нормальной жизнедеятельности функций (лишение конечностей, зрения, слуха, речи, памяти или способности понимать значение своих действий и руководить ими, наступления состояния паралича либо наступление многих или всех указанных опасных для жизни и здоровья человека последствий) одному человеку или нескольким лицам, причинение по неосторожности иного тяжкого вреда здоровью нескольких лиц и причинение средней тяжести вреда здоровью большому количеству людей.
При этом должны учитываться степень опасности конкретных заболеваний или отравлений для жизни или здоровья человека, значительность количества потерпевших (10, 100 и более человек, в зависимости от степени опасности заболеваний или отравлений и тяжести вреда, причиненного здоровью) и наличия возможности избегать наступления случаев заболеваний или отравлений без причинения значительного вреда ответственному лицу или другим лицам, а также наличие или отсутствие прямой взаимосвязи между нарушением правил и наступлением указанных последствий.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
Наступление последствий в виде массового заболевания или отравления людей можно справедливо отнести к неосторожным преступлениям, если вред, причиненный здоровью одного или нескольких лиц, является тяжким, или если значительному количеству людей причинен средней тяжести вред здоровью, либо если большому количеству людей причинен легкий вред здоровью, а к критериям установления и назначения лишения свободы за указанные деяния справедливо отнести только причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, лишающего человека многих необходимых для самостоятельной нормальной жизнедеятельности функций (лишение конечностей, зрения, слуха, речи, памяти или способности понимать значение своих действий и руководить ими, наступления состояния паралича либо наступление многих или всех указанных опасных для жизни и здоровья человека последствий) одному человеку или нескольким лицам, причинение по неосторожности иного тяжкого вреда здоровью нескольких лиц и причинение средней тяжести вреда здоровью большому количеству людей.
При этом должны учитываться степень опасности конкретных заболеваний или отравлений для жизни или здоровья человека, значительность количества потерпевших (10, 100 и более человек, в зависимости от степени опасности заболеваний или отравлений и тяжести вреда, причиненного здоровью) и наличия возможности избегать наступления случаев заболеваний или отравлений без причинения значительного вреда ответственному лицу или другим лицам, а также наличие или отсутствие прямой взаимосвязи между нарушением правил и наступлением указанных последствий.
К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

К началу списка инициатив