Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75387
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в УК РФ общих минимальных критериев уголовной ответственности за неосторожные противоправные деяния, повлекшие вред

Существует необходимость введения в УК РФ общих минимальных критериев уголовной ответственности за противоправные деяния, совершенные по неосторожности, соответствующих степени опасности конкретных неосторожных деяний, поскольку данные критерии в УК РФ отсутствуют, что влечет произвольное распределение неосторожных деяний, не отнесенных к преступлениям, и указанных деяний, являющихся преступлениями.
В нормах Особенной части УК РФ многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени общественной опасности конкретных деяний, что нарушает принцип справедливости. В частности, уголовная ответственность установлена в нормах Особенной части УК за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК РФ) или вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), незаконное осуществление частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшее причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека (ст. 236 УК РФ), и за значительное число других деяний, минимальным условием уголовной ответственности за большую часть которых является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, и только небольшая их часть отнесена к преступлениям в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного ущерба или иного вреда.
Данная часть неосторожных преступлений отличается от указанных преступлений, уголовная ответственность за которые наступает только, если имеет место причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, не степенью опасности, а их совершением в определенных случаях, которые могут не свидетельствовать о степени опасности противоправного деяния, достаточной для криминализации деяния, повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо имущественного вреда. При этом минимальные условия уголовной ответственности за отдельные противоправные деяния четко не определены и являются оценочными критериями привлечения к уголовной ответственности. В частности, к критериям привлечения к уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил отнесено наличие неосторожных последствий, выражающихся в массовом заболевании или отравлении людей либо в смерти человека (ст. 236 УК РФ), но отсутствуют определения понятий массовости и самих заболеваний или отравлений людей, что означает оценочный подход к признанию заболевания или отравления людей на определенной территории массовым и отнесению к заболеваниям или отравлениям заболеваний или отравлений, представляющих любую степень опасности, повлекших причинение легкого вреда здоровью человека или не повлекшие причинения вреда его здоровью.
Данные критерии привлечения к уголовной ответственности противоречат положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку исключают привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью одному или нескольким людям, либо иному количеству людей, не признанному массовым, и допускают его в случаях признания массовым заболевания или отравления людей, причинившего любой меньший вред, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ, которым усилена ответственность по ст. 236 УК РФ, не учитывается степень опасности и сложность доказуемости как наступления по неосторожности массового заболевания или отравления людей, так и умышленного создания угрозы наступления данных последствий, которое приравнено по наказаниям к наступлению по неосторожности массового заболевания или отравления людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), поскольку данные деяния не представляют большой степени опасности, если причиненный вред здоровью не является тяжким или не влечет наиболее негативных последствий для человека, государства или общества, а отсутствие причинения вреда здоровью, при наличии угрозы его причинения, не может быть равным по степени опасности причинению вреда здоровью человека, а криминализация угрозы может влечь распространение случаев незаконного или несправедливого привлечения различных лиц к уголовной ответственности и назначение несправедливых строгих наказаний. Это требует более четкого распределения наказаний в ст. 236 УК РФ.
Фактически не влечет уголовной ответственности, совершенное при отсутствии вышеуказанных случаев, причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью двух или более лиц либо многих людей, которое может быть совершено в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия, опасного для здоровья человека, и может повлечь наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных деяний, которые не влекут уголовной ответственности, и неосторожных преступлений.
Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку наличие уголовной ответственности за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью и ее отсутствие за большинство видов причинения по неосторожности легкого и средней тяжести вреда здоровью влекут искусственное разделение правовых последствий для лиц, причинивших по неосторожности вред здоровью, отнесенный к вреду здоровью средней тяжести по максимальным критериям, и лиц, причинивших по неосторожности вред здоровью отнесенный к тяжкому по минимальным критериям. По действующим медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, максимальный вред здоровью средней тяжести чисто формально отличается от минимального тяжкого вреда. Поэтому такое разделение мер ответственности не учитывает фактической степени опасности причиненного вреда и всех случаев, свидетельствующих о повышенной общественной опасности неосторожного причинения вреда здоровью.
Декриминализация неосторожного причинения вреда здоровью человека в уголовном законодательстве стран мира встречается достаточно редко и не является мировой тенденцией развития уголовного права.
В уголовном законодательстве России и РСФСР общая уголовная ответственность за неосторожные причинение легких телесных повреждений и легкого вреда здоровью человека предусматривалась до 1960г., при этом уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее неосторожное причинение легких телесных повреждений, была отменена только в 1968 году, а уголовная ответственность за нарушения правил проведения ряда видов работ и нарушения некоторых других правил, повлекшие причинение по неосторожности легкого вреда здоровью, предусматривалась в УК РСФСР 1960г. до его отмены в 1996 году.
Общая уголовная ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности или вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей была отменена в РФ в 2003 году, при этом в 2003 и 2004 годах была отменена и специальная уголовная ответственность за большинство нарушений различных правил, повлекших причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью.
Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение любого вреда здоровью человека предусмотрена в УК многих стран мира, в которых неосторожное причинение легких или более тяжелых телесных повреждений отнесено к преступлениям или уголовным проступкам.
Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью человека предусмотрена в УК большинства стран СНГ, в которых неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью отнесено к преступлениям или уголовным проступкам Уголовная ответственность за неосторожное причинение легкого вреда здоровью в данных УК возможна только в случаях, специально ими предусмотренных.
В УК КНР предусмотрена общая ответственность за неумышленное причинение серьезной травмы и специальная ответственность за неосторожное причинение серьезного или любого вреда здоровью в различных случаях.
Неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека является минимальным условием общей уголовной ответственности за причинение вреда здоровью человека по неосторожности в УК Эстонии, Туркменистана и Монголии, но в специальных случаях, предусмотренных данными УК, возможна уголовная ответственность и за неосторожное причинение меньшего вреда здоровью человека.
Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение вреда здоровью человека была полностью отменена в УК Кыргызстана с 2007 по 2019 год, а в случаях, специально предусмотренных УК КР, возможна уголовная ответственность и за неосторожное причинение как тяжкого, так и меньшего вреда здоровью человека.
В новом УК КР, вступившем в силу с 1 января 2019 года, повторно криминализировано неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенного при любых обстоятельствах.
Криминализация неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью в странах мира обусловлена повышенной опасностью неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью, дающей основания для его признания общественно опасным деянием, запрещенным уголовным законом под угрозой наказания.
Криминализация неосторожного причинения меньшего вреда здоровью должна быть обусловлена только максимальной опасностью его причинения в конкретных случаях, указывающих на наступление тяжких последствий в результате его причинения (причинение по неосторожности вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, а также его причинение по неосторожности, повлекшее наступление тяжких последствий), или возникновение непосредственной угрозы наступления наиболее тяжких последствий (гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью).
Криминализация неосторожного причинения иного вреда должна быть обусловлена только максимальной опасностью его причинения в конкретных случаях, указывающих на наступление тяжких последствий в результате его причинения (причинение по неосторожности имущественного вреда в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия, а также его причинение по неосторожности, повлекшее лишение потерпевшего или других лиц средств к существованию, смерть человека либо причинение тяжкого вреда его здоровью или наступление иных тяжких последствий), или возникновение непосредственной угрозы наступления наиболее тяжких последствий (гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью).
Для правильного разделения преступлений и иных правонарушений по признаку общественной опасности необходимо введение общих минимальных размеров причиненного вреда, определяющего общественную опасность деяния, как для неосторожных, так и для умышленных преступлений.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ общих минимальных критериев уголовной ответственности за противоправные деяния, совершенные по неосторожности, соответствующих их степени опасности, в целях соблюдения принципа справедливости.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, совершенное при любых обстоятельствах, или причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, совершенное в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, а также совершение неосторожных деяний, повлекших причинение по неосторожности имущественного вреда в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия или данных деяний, повлекших лишение потерпевшего или других лиц средств к существованию, смерть человека либо причинение тяжкого вреда его здоровью или наступление иных тяжких последствий, а также повлекших наступление последствий, создавших прямую угрозу гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
Наступление последствий в виде заболевания или отравления людей можно справедливо отнести к неосторожным преступлениям, если вред, причиненный здоровью одного или нескольких лиц, является тяжким, или если значительному количеству людей причинен средней тяжести вред здоровью, либо если большому количеству людей причинен легкий вред здоровью.
При этом должны учитываться степень опасности конкретных заболеваний или отравлений для жизни или здоровья человека, значительность количества потерпевших (10, 100 и более человек, в зависимости от степени опасности заболеваний или отравлений и тяжести вреда, причиненного здоровью) и наличие возможности избегать наступления случаев заболеваний или отравлений без причинения значительного вреда ответственному лицу или другим лицам, а также наличие или отсутствие прямой взаимосвязи между нарушением правил и наступлением указанных последствий.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение общих минимальных размеров причиненного вреда, определяющего общественную опасность деяния, как для неосторожных, так и для умышленных преступлений.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ общих минимальных критериев уголовной ответственности за противоправные деяния, совершенные по неосторожности, соответствующих их степени опасности.
При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, совершенное при любых обстоятельствах, или причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, совершенное в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, а также совершение неосторожных деяний, повлекших причинение по неосторожности имущественного вреда в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия или данных деяний, повлекших лишение потерпевшего или других лиц средств к существованию, смерть человека либо причинение тяжкого вреда его здоровью или наступление иных тяжких последствий, а также повлекших наступление последствий, создавших прямую угрозу гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
При этом должны учитываться степень опасности конкретных заболеваний или отравлений для жизни или здоровья человека, значительность количества потерпевших и наличие возможности избегать наступления случаев заболеваний или отравлений без причинения значительного вреда ответственному лицу или другим лицам, а также наличие или отсутствие прямой взаимосвязи между нарушением правил и наступлением указанных последствий.

К началу списка инициатив