Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75411
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения минимальных критериев административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Существует необходимость введения минимальных критериев административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 и 2 ст. 10.1 проекта нового КоАП РФ, которые должны определятся степенью опасности виновно причиненного вреда (вреда здоровью человека или других опасных последствий), а не только совершением деяния в условиях эпидемии или в других опасных ситуациях, поскольку в ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность физических и юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена повышенная административная ответственность физических и юридических лиц за причинение по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил вреда здоровью или смерти человеку либо наступление иных тяжких последствий, совершенного в условиях эпидемии и других подобных обстоятельствах, указанных в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ). При этом в ст. 236 УК РФ установлена ответственность за нарушение данных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или создавшее угрозу их наступления, либо повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 и 3), совершенное при любых обстоятельствах, независимо от причинения вреда здоровью конкретной степени тяжести или наступления иных тяжких последствий, что не учитывает степень опасности неосторожного причинения конкретного вреда здоровью человека или наступления иных тяжких последствий в результате совершения любых противоправных деяний.
В качестве мер наказания в ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлены: предупреждение или административный штраф на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ введена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ), и за данные деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ). Ответственности за данное деяние подлежат граждане, должностные лица и юридические лица, но изменения в ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ не внесены, поэтому критерии разграничения административной ответственности физических лиц и уголовной ответственности за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку не определены. В качестве мер наказания в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлены: административный штраф на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ установлены наказания в виде: административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, повышенная административная ответственность предусмотрена не за любое нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть человека, а только за их нарушение, совершенное в чрезвычайных ситуациях. При этом наименее строгие наказания предусмотрены для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, что не учитывает повышенную степень опасности причинения нарушением правил по неосторожности вреда здоровью или смерти человеку.
Аналогичное распределение мер наказаний планируется и в нормах проекта нового КоАП РФ.
В ст. 236 установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступление данных последствий (ч. 1), либо повлекшее по неосторожности причинение смерти человеку (ч. 2 и 3). После внесения в ст. 236 изменений ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ в ч. 1, 2 и 3 ст. 236 установлены наказания в виде: штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок – в ч. 1; штрафа в размере от одного миллиона рублей до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничения свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительных работ на срок от трех до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок – в ч. 2; принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет – ч. 3.
Внесение изменений, указанных в обращении, в данные нормы КоАП и УК РФ необходимо, учитывая различную степень опасности причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека и причинения вреда здоровью различному числу людей, а также сильно различающуюся степень опасности причинения тяжкого вреда здоровью различной степени тяжести.
Минимальные критерии уголовной и иной ответственности за противоправные деяния, совершенные по неосторожности, включая минимальный вред здоровью человека или иной вред, опасный для его здоровья, соответствующие степени опасности конкретных неосторожных деяний, в УК РФ отсутствуют, что влечет произвольное распределение неосторожных деяний, не отнесенных к преступлениям, и указанных деяний, являющихся преступлениями.
В нормах Особенной части УК РФ многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени общественной опасности конкретных деяний, что нарушает принцип справедливости. В частности, уголовная ответственность установлена в нормах Особенной части УК за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК РФ) или вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), незаконное осуществление частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшее причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека (ст. 236 УК РФ), и за значительное число других деяний, минимальным условием уголовной ответственности за большую часть которых является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, и только небольшая их часть отнесена к преступлениям в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного ущерба или иного вреда.
Данная часть неосторожных преступлений отличается от указанных преступлений, уголовная ответственность за которые наступает только, если имеет место причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, не степенью опасности, а их совершением в определенных случаях, которые могут не свидетельствовать о степени опасности противоправного деяния, достаточной для криминализации деяния, повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо имущественного вреда. При этом минимальные условия уголовной ответственности за отдельные противоправные деяния четко не определены и являются оценочными критериями привлечения к уголовной ответственности. Данные критерии привлечения к уголовной ответственности противоречат положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку влекут привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 207.2, ч. 1 ст. 236 и ряду других норм УК РФ за неосторожное причинение легкого вреда здоровью одному или нескольким людям, либо большому количеству людей, и не допускают его в случаях совершения многих других деяний, повлекших причинение по неосторожности легкого и (или) средней тяжести вреда здоровью людей, представляющих не меньшую опасность, чем деяния, влекущие уголовную ответственность в случаях причинения по неосторожности средней тяжести или легкого вреда здоровью человека, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
Минимальный размер наказания в виде административного штрафа, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, значительно превышает минимальные размеры данных уголовных наказаний, составляющие пять тысяч рублей для совершеннолетних осужденных (ч. 2 ст. 46 УК РФ) и одну тысячу рублей – для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 88 УК РФ) и лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (в исключительных случаях для лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ)), а максимальные размеры административных штрафов для физических лиц, предусмотренные в ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, равны минимальному размеру штрафа, предусмотренного УК РФ для несовершеннолетних осужденных и (в исключительных случаях) осужденных за преступления, совершенные в возрасте от 18 до 20 лет.
Уголовное наказание за многие виды преступлений может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой Особенной части УК РФ, но оно не может быть ниже минимального предела, установленного для него в нормах Общей части УК РФ. Административный штраф может быть назначен ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ, если его минимальный размер составляет не менее десяти тысяч рублей (в проекте нового КоАП РФ – не менее пяти тысяч рублей (ст. 3.13)), но его минимальный размер не может быть менее половины низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ). Поэтому минимальные размеры уголовного наказания в виде штрафа за деяния, предусмотренные ст. 236 и многими другими нормами УК РФ, всегда составляют пять тысяч рублей для совершеннолетних осужденных и одну тысячу рублей – для несовершеннолетних и осужденных, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет, а минимальные размеры административного штрафа, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 и другими нормами КоАП РФ, устанавливающими данные штрафы в размере более пяти тысяч рублей, которые могут быть назначены уполномоченным должностным лицом, органом или судом, всегда превышают пять тысяч рублей (в проекте нового КоАП РФ – две тысячи пятьсот рублей). При этом минимальные административные штрафы в размерах от одной тысячи до пяти тысяч рублей могут быть назначены только в том случае, если они предусмотрен в качестве таковых в соответствующей норме КоАП РФ, а для назначения административного штрафа в размере менее одной тысячи рублей любому лицу, подлежащему административной ответственности, необходимо наличие минимального административного штрафа в указанном размере в соответствующей норме КоАП РФ либо отсутствие в ней минимального размера административного штрафа или абсолютно-определенного штрафа, составляющего не менее одной тысячи рублей.
В проекте нового КоАП РФ не планируется решения данной проблемы распределения минимальных пределов административных штрафов.
Таким образом, наблюдается более репрессивный подход законодателя к наказанию лиц, совершивших административные правонарушения, чем лиц, совершивших преступления.
Данный подход является несистемным, учитывая отсутствие четкого распределения по степени опасности в КоАП РФ, законах субъектов РФ об административной ответственности и проекте КоАП РФ административных правонарушений, за которые предусмотрены административные штрафы, составляющие менее одной тысячи рублей, или от одной тысячи до пяти тысяч рублей, либо превышающие пять тысяч рублей.
Несистемно распределены по степени опасности и административные правонарушения, за которые предусмотрены административный штраф в минимальном размере (сто рублей) или наказание в виде предупреждения, являющееся наименее строгим административным наказанием.
Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку наличие уголовной ответственности за деяние означает его отнесение к более опасным видам деяний, чем административные правонарушения, представляющим общественную опасность, а различные по размеру или сроку наказания могут быть назначены только за деяния, представляющие различную степень опасности.
Наименее строгие виды административных наказаний, включая предупреждение, могут быть назначены только лицу, подлежащему административной ответственности, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и означают возможность применения к виновному лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, включающих доставление и административное задержание, применяемые для обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и для составления протокола об их совершении, если оно является обязательным, и учет лица как привлеченного к административной ответственности в течение года и установление ограничений части его законных прав, предусмотренных законодательством РФ в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом одни из наиболее строгих мер наказаний и ограничений прав предусмотрены для лиц, не уплативших в срок административный штраф в любом размере, поскольку в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за данное деяние установлены наказания в виде административного штрафа в двукратном размере, но не менее одной тысячи рублей, административного ареста на срок до пятнадцати суток и обязательных работ на срок до пятидесяти часов, а само данное деяние отнесено в КоАП РФ к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок (глава 20 КоАП РФ), что означает наличие существенных ограничений на приобретение и хранение видов оружия, приобретаемых по лицензии и (или) хранящихся по разрешению, занятие охранной и рядом других видов деятельности и ряд других ограничений. В проекте нового КоАП РФ (ч. 1 ст. 34.30) планируется сохранение подобного состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, для установления за административное правонарушение наказаний в виде предупреждения или административного штрафа в минимальном размере (сто рублей), необходимо наличие определенного вреда, причиненного виновным противоправным деянием, учитывая недопустимость существенного ограничения прав лиц, нарушивших определенные правила, но не причинивших вреда, в особенности, если они были письменно предупреждены о незаконности своих действий.
Предупреждение, являющееся административным наказанием, оформляется в письменной форме, поэтому устное предупреждение виновного лица не является административным наказанием. Устное замечание является мерой воздействия, применяемой уполномоченным должностным лицом, органом или судом к лицу, административное правонарушение которого признано ими малозначительным, при освобождении от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Устное замечание не влечет негативных правовых последствий, связанных с привлечением к административной ответственности.
Установление ограничений законных прав лиц (в особенности, являющимися длительными и существенными), в отношении которых вынесено предупреждение, нелогично и не соответствует самим целям предупреждения лица о неправомерности его поведения, поэтому необходимы отмена в КоАП РФ, проекте нового КоАП РФ и других законодательных актах РФ всех ограничений прав лиц, подвергнутых административному наказанию в виде предупреждения, или исключение в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ письменного предупреждения из перечня видов административных наказаний и его отнесение к иным предупредительным мерам воздействия, применение которых исключает привлечение лица к административной ответственности и установление ограничений его законных прав.
Учитывая негативное влияние на соблюдение положений КоАП РФ и исполнение административного штрафа ограничений, установленных для лица, ему подвергаемого или подвергнутого, и необходимость пополнения бюджета РФ и субъектов РФ, целесообразны отмена ограничений законных прав лиц, которым назначены административные штрафы в минимальном или незначительно превышающим его размере и штрафы за наименее опасные административные правонарушения, либо введение небольших размеров штрафов, не являющихся наказанием для лиц, совершивших административное правонарушение и причинивших определенный вред и возместивших его, либо причинивших незначительный вред, но согласных на освобождение от ответственности и уплату штрафа в доход государства.
Установление за административные правонарушения, представляющие различную степень опасности, строгих мер наказаний, влекущих материальные лишения подвергнутых им лиц и (или) существенные ограничения их законных прав, без учета степени опасности деяний и размера причиненного ими вреда, может влечь не снижение роста числа правонарушений и пополнение государственного бюджета, а увеличение их роста, уклонение от уплаты штрафов или исполнения других наказаний, невозможность уплаты штрафов (исполнения других наказаний), рост преступности и увеличение расходов бюджетных средств на решение данных проблем и других проблем, ими вызываемых.
Смешение уголовных и административных наказаний по степени тяжести и произвольные криминализация противоправных деяний и установление различных ограничений законных прав лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности, только обостряют данные проблемы и причиняют большой вред личности, государству и обществу, что явно не может соответствовать принципам высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом, закрепленных в ст. 2 и 19 Конституции РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение по степени опасности конкретных деяний преступлений, административных правонарушений и иных противоправных деяний и мер наказания за их совершение.
Для правильного разделения преступлений и иных правонарушений по признаку общественной опасности необходимо введение общих минимальных размеров причиненного вреда, определяющего общественную опасность деяния, как для неосторожных, так и для умышленных преступлений.
Для правильного распределения мер наказаний необходимо введение общих минимальных размеров причиненного вреда, определяющего степень опасности наказуемых деяний, являющуюся необходимой и достаточной для установления за его совершение конкретных мер ответственности, видов, сроков или размеров наказаний, как для неосторожных, так и для умышленных противоправных деяний.
В ст. 14 УК РФ определено, что преступлением является только общественно опасное деяние, запрещенное нормами Особенной части УК РФ под угрозой наказания, но деяние, которое формально предусмотрено какой-либо нормой Особенной части УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Поэтому любое виновное причинение человеку тяжкого вреда здоровью или смерти либо причинение меньшего вреда здоровью, влекущее уголовную ответственность по соответствующим нормам УК РФ, не может быть признано малозначительным деянием, учитывая наличие в причиненном вреде явной общественной опасности. При этом определение понятия общественной опасности и перечень деяний, которые не могут быть признаны малозначительными, в УК РФ отсутствует, а меры уголовной или иной ответственности за противоправные деяния в законодательстве РФ распределены несистемно и достаточно произвольно (как и само отнесение деяний к противоправным), поскольку степень опасности конкретных деяний часто не учитывается при установлении запрета на их совершение и мер ответственности за его нарушение.
Согласно вопросам 14 и 15 Обзора Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года, о понятии массового заболевания или отравления людей и о разграничении мер ответственности по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 236 УК РФ, с учетом того, что данный признак преступления является оценочным, при решении вопроса об отнесении заболевания или отравления к массовому следует принимать во внимание не только количество заболевших или получивших отравление людей, но и тяжесть заболевания (отравления). Для определения масштабов заболевания или отравления суд вправе привлечь соответствующих специалистов, например, представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления таких последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание или отравление людей не произошло лишь в результате вовремя принятых органами государственной власти, местного самоуправления, медицинскими работниками и другими лицами мер, направленных на предотвращение распространения заболевания (отравления), или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего указанные правила.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем, что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ.
Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное полностью охватывается составом данного административного правонарушения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий).
Таким образом, согласно официальной позиции Верховного Суда РФ, физическое лицо, совершившее нарушение данных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, подлежит именно уголовной ответственности по ч. 2 ст. 236 УК РФ, а административной ответственности за данное деяние по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ подлежит только юридическое лицо, но физическое лицо, совершившее нарушение данных правил, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам, при отсутствии признака массового заболевания или отравления людей либо создания угрозы его наступления, подлежит только административной ответственности по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ. При этом понятия массового заболевания или отравления людей либо угрозы наступления данных последствий являются оценочными, поэтому для квалификации совершенного деяния именно как преступления по ч. 1 ст. 236 УК РФ необходима оценка общего числа лиц, получивших в результате нарушения конкретных правил заболевания или отравления, повлекшие причинения любого вреда здоровью человека, или в отношении которых была создана реальная угроза заболевания или отравления, находящихся в определенных местах, организациях, учреждениях и т.п., но наличие только одного или нескольких случаев причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, не повлекшее и не способное повлечь по неосторожности массового заболевания или отравления людей либо создания угрозы его наступления, не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 236 УК РФ.
По вопросам квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических правил, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекшего по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, Верховный Суд РФ официальной позиции не высказал, но указанные им критерии разграничения мер ответственности распространяются и на данные деяния, что означает квалификацию причинения по неосторожности их совершением физическими лицами вреда здоровью, не отнесенного к массовым заболеванием или отравлением, или причинения любого вреда человеку юридическими лицами, виновными в совершении такие деяния, по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Это не учитывает повышенную степень опасности деяний, повлекших причинение вреда здоровью или смерть человека, совершенных при любых обстоятельствах.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 17 УК РФ, определяющей понятие совокупности преступлений, совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК.
Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Поэтому в случае, если нарушением санитарно-эпидемиологических правил причинено по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, включающее тяжкий вред здоровью, или создана угроза наступления массового заболевания или отравления людей, заключающаяся в причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам, ответственность должна наступить только по ч. 1 ст. 236 УК РФ. При этом данную норму можно как считать специальной по отношению к ст. 118 УК РФ, так и не считать таковой, учитывая включение причинения тяжкого вреда здоровью человека в понятие массового заболевания или отравления людей либо создания угрозы этого, при отсутствии четкого указания на его включение в данную норму и отнесении к деянию, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ, причинения вреда здоровью любой тяжести или отсутствие причинения вреда здоровью людей в результате совершения данного деяния.
Квалификация деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью, по совокупности преступлений не может быть правильной, а ч. 1 ст. 236 УК РФ должна быть отнесена к специальным нормам по отношению к ст. 118 УК РФ, учитывая наличие в ч. 2 ст. 236 ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, относящее ч. 2 и 3 ст. 236 именно к специальной норме по отношению общей норме УК РФ о причинению смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ). Поэтому квалификация деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 236, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого здоровья человеку, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 236 и ч. 1 или 2 ст. 118 УК РФ, нарушает принцип справедливости и все правила квалификации преступлений и назначения наказания, допуская назначение наказания за два преступления, одно из которых повлекло менее опасные последствия, чем деяние, содержащее его признаки, повлекшее более тяжкое последствие, а квалификация деяний, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 236, по совокупности ч. 2 или 3 ст. 236 и ч. 1, 2 или 3 ст. 109 УК РФ, является прямым нарушением положений ч. 3 ст. 17 УК РФ. При этом в ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ в качестве преступления учитывается причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью одного человека или нескольких лиц и отсутствуют указания на конкретные способы его причинения и деяния, его влекущие, что осложняет признание ч. 1 ст. 236 специальной нормой по отношению к ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, учитывая различные минимальные критерии уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ.
Акты Верховного Суда РФ не имеют силы закона, поэтому могут применяться судами РФ только в части, не противоречащей законодательству РФ, а все законодательные противоречия могут быть разрешены только принятием федеральных законов, исключающих указанные противоречия норм федеральных законов и кодексов, или вынесением Конституционным Судом в установленном порядке постановлений, признающих противоречащими Конституции РФ конкретные законодательные нормы или их отдельные положения, имеющих силу закона, но не подлежащих обжалованию и отмене и требующих последующего принятия закона, отменяющего указанные нормы или их отдельные положения.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в КоАП РФ, проект нового КоАП РФ и УК РФ четких минимальных критериев установления мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в целях соблюдения принципа справедливости.
К указанным критериям можно отнести минимальный размер вреда, причиненного здоровью человека, или иного причиненного ему вреда, который представляет опасность для его жизни или здоровья.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест принудительной изоляции от общества, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в КоАП РФ, проект нового КоАП РФ и УК РФ четких минимальных критериев установления мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
К указанным критериям можно отнести минимальный размер вреда, причиненного здоровью человека, или иного причиненного ему вреда, который представляет опасность для его жизни или здоровья.

К началу списка инициатив