Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75415
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в КоАП РФ определений оскорбительных и оскорбляющих слов и действий и оскорблений, не отнесенных к унижению лица

Существует необходимость введения в КоАП РФ, проект нового КоАП РФ и УК РФ определения оскорбительных и оскорбляющих слов и действий и оскорбления, не являющегося унижением чести и достоинства другого лица, выраженным в неприличной форме, разделив оскорбления по видам на оскорбление личности и другие виды оскорблений, поскольку оскорблением является только унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ), но в КоАП и УК РФ предусмотрены нормы об ответственности за виды оскорбительного поведения, не являющегося унижением чести и достоинства другого лица, выраженным в неприличной форме, в частности: нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам (ч. 1 и 2 ст. 20.1 КоАП РФ), распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 КоАП, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 – 5 ст. 20.1 КоАП РФ), появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ), и публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ст. 148 УК РФ).
В ч. 1, 2, 4 и ст. 20.1 и ст. 20.21 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного ареста, но минимальные размеры административных штрафов являются меньшими, чем размеры, предусмотренные в общей норме об оскорблении (ст. 5.61 КоАП РФ), в ч. 3 -5 ст. 20.1 КоАП РФ предусмотрены крупные размеры административных штрафов, составляющие для граждан от тридцати до трехсот тысяч рублей (ч. 3, 4 и 5 ст. 20.1 КоАП РФ), а в ч. 1, 2 и 4 ст. 148 УК РФ предусмотрено наказание виде лишения свободы, поэтому данные деяния отнесены законом к более тяжким, чем общая норма КоАП РФ об оскорблении (ст. 5.61 КоАП РФ) и специальные нормы Особенной части УК РФ об оскорблении (ст. 297, 319 и 336 УК РФ), что требует введения точных критериев большей степени опасности данных деяний, чем оскорбления, к которому отнесено именно унижение чести или достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме или установления в данных нормах КоАП и УК РФ менее строгих наказаний, исключающих применение к лицам, виновным в совершении данных деяний более строгих репрессивных мер, чем предусмотренные в отношении лиц, виновных в оскорблении, предусмотренном ст. 5.61 КоАП РФ, или в деяниях, предусмотренных ст. 297, 319 и 336 УК РФ, либо в других преступлениях, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, либо исключения норм о данных деяниях, не представляющих большую степень опасности, чем оскорбление другого лица, из КоАП РФ, проекта КоАП РФ и УК РФ.
В проекте нового КоАП РФ предусмотрены нормы, аналогичные ст. 5.61, 20.1 и 20.21 действующего КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимы введение в КоАП РФ, проект нового КоАП РФ и УК РФ определений оскорбительного приставания к гражданам, неприличной формы унижения чести и достоинства другого лица и совершения других действий, явного неуважения к обществу, состояния опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность, и других действий, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, а также оскорбления религиозных чувств верующих, в целях отграничения данных деяний от общего состава оскорбления и устранения двойственного толкования понятия оскорбления как унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, и как оскорбления общественной нравственности и религиозных чувств верующих.
При внесении вышеуказанных изменений следует отнести ко всем видам оскорблений только умышленные деяния, ввести критерии отличия оскорбления личности от других видов оскорблений и упорядочить по мерам ответственности и наказания нормы КоАП и УК РФ об оскорблениях и деяниях, связанных с оскорблениями, для реализации принципа справедливости.
При этом правильным решением может быть декриминализация оскорбления и других оскорбительных действий, совершенных без применения насилия, не повлекших наступления тяжких последствий, учитывая отсутствие в них общественной опасности, характерной для преступления, и декриминализацию оскорбления и связанных с ним действий во многих странах мира, и существует возможность отмены административной ответственности за оскорбление, учитывая наличие гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за подобные деяния и отсутствие административной ответственности за ряд более опасных деяний, которые могут влечь причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, и отсутствие административной ответственности за оскорбление в КоАП Украины и ряда других стран, в которых оскорбление было декриминализировано.
Внесение вышеуказанных изменений в КоАП РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер репрессии, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация законодательства РФ.

Решение

Необходимы введение в КоАП РФ, проект нового КоАП РФ и УК РФ определений оскорбительного приставания к гражданам, неприличной формы унижения чести и достоинства другого лица и совершения других действий, явного неуважения к обществу, состояния опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность, и других действий, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, а также оскорбления религиозных чувств верующих, в целях отграничения данных деяний от общего состава оскорбления и устранения двойственного толкования понятия оскорбления как унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, и как оскорбления общественной нравственности и религиозных чувств верующих.
При внесении вышеуказанных изменений следует отнести ко всем видам оскорблений только умышленные деяния, ввести критерии отличия оскорбления личности от других видов оскорблений и упорядочить по мерам ответственности и наказания нормы КоАП и УК РФ об оскорблениях и деяниях, связанных с оскорблениями, для реализации принципа справедливости.
При этом правильным решением может быть декриминализация оскорбления и других оскорбительных действий, совершенных без применения насилия, не повлекших наступления тяжких последствий, учитывая отсутствие в них общественной опасности, характерной для преступления, и декриминализацию оскорбления и связанных с ним действий во многих странах мира, и существует возможность отмены административной ответственности за оскорбление.

К началу списка инициатив