Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75416
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения наказания в виде административного ареста из ч.4 и 5 ст.20.1 КоАП РФ или его полного исключения из КоАП РФ

Существует необходимость исключения наказания в виде административного ареста из ч. 4 и 5 ст. 20.1 КоАП РФ, норм о других деяниях, предусмотренных КоАП РФ, совершенных впервые или неоднократно, но без применения насилия или причинения вреда здоровью человека или иных тяжких последствий (в особенности, деяниях, совершенных без причинения существенного имущественного или иного вреда, и неуплате административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ)), содержащих данный вид наказания, и из подобных норм, предусмотренных проектом нового КоАП РФ, установления в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ значительных ограничений на назначение и применение административного ареста, включая введение ограничения его назначения на максимальные и близкие к ним сроки, и его назначение определенным категориям лиц, деяния которых не могут представлять большую степень опасности, чем деяния лиц, которым запрещено назначать данный вид наказания нормами КоАП РФ, проекта нового КоАП РФ и законодательных актов о порядке его отбывания, либо полностью отменить административное наказание в виде административного ареста, поскольку наказание в виде административного ареста, являясь исключительной мерой административного наказания, несистемно распределено в нормах КоАП РФ и проекта нового КоАП РФ и устанавливается за административные правонарушения, представляющие различную степень опасности без указания в нормах о конкретных административных правонарушениях на признаки, свидетельствующие о необходимости его применения в качестве исключительной меры наказания.
ФЗ от 18.03.2019 N 28-ФЗ введена административная ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
За совершение данного деяния в ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.1 установлена ответственность за совершение данного деяния повторно и в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В ч. 5 ст. 20.1 установлена ответственность за совершение данного деяния лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, и в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Данное распределение наказаний явно противоречит основным конституционным принципам, поскольку критериями более строгих наказаний, включающих административный арест, является не причиненный деянием вред, а только повторность его совершения и отсутствуют минимальные критерии привлечения к административной ответственности за деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ. При этом административный арест не предусмотрен в ч. 10 и 11 ст. 13.15 и в большинстве норм КоАП РФ об административных правонарушениях, влекущих причинение вреда, включая неосторожное причинение физическими лицами вреда здоровью человека или смерти человеку, и является излишне строгим для его сохранения в КоАП РФ видом наказания.
Таким образом, в данных нормах КоАП РФ не учтены положения ст. 2 Конституции РФ, определяющей человека, его права и свободы, как высшую ценность, что требует внесения уточняющих изменений, четко и справедливо разграничивающих административную и уголовную ответственность, соответствующих положениям Конституции РФ.
Также в данных нормах КоАП РФ не определены минимальные критерии степени опасности распространения вредной ложной информации, указывающие на необходимость установления административной ответственности за ее распространение.
В других нормах КоАП РФ критерии установления более строгих наказаний, включая введение в конкретные нормы признака повторности как признака, усиливающего административную ответственность, и введение в нормы КоАП РФ, и сами виды, размеры или сроки наказаний распределены несистемно и не учитывают большую степень опасности деяний, повлекших причинение вреда здоровью человеку, чем деяний, его не повлекших.
Наказание в виде административного ареста связано с изоляцией от общества, поэтому оно носит более уголовно-правовой характер, чем административно-правовой. При этом оно допускает несправедливое распределение мер наказаний за административные правонарушения и преступления, учитывая и наличие в УК РФ составов преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, а также отсутствие федерального закона о введении в действие уголовного наказания в виде ареста, поскольку за преступления, не предусматривающие наказания в виде лишения свободы, не имеют право даже задерживать (ст. 91 УПК РФ), а уголовное наказание в виде ареста является менее строгим наказанием, чем наказание в виде лишения свободы.
Строгость наказания в виде административного ареста усиливается отсутствием в КоАП РФ норм, дающих суду права на домашний арест, лица, которому назначено наказание в виде административного ареста, условное осуждение к данному виду административного наказания и условно-досрочное освобождение от его отбывания, а также наличием в КоАП РФ и проекте КоАП РФ права на применение доставления и административного задержания на сроки 3 или до 48 часов за любые административные правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении или исполнения постановления по данному делу, при наличии права на применение административного задержания на срок до 48 часов за целый ряд административных правонарушений, включая все, за которые предусмотрен административный арест, и отсутствие права на применение задержания на любые сроки за преступления, не предусматривающие наказание в виде лишения свободы, независимо от наличия в санкциях норм о данных преступлениях наказаний, связанных с лишением свободы (принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста).
Усугубляется данное неправильное, нелогичное и несправедливое распределение мер принуждения, связанных с изоляцией от общества, по делам об административных правонарушениях и уголовным делам различными моментами исчисления начала сроков административного задержания и задержания по подозрению в совершении преступления и отсутствием в УПК РФ понятия доставления, поскольку в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ срок административного задержания исчисляется с момента его доставления, но если лицо находится в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления. При этом доставление должно быть произведено в возможно короткий срок, а время вытрезвления и задержания лица не может превышать 48 часов с момента доставления, поскольку срок лишения лица свободы без судебного решения, превышающий 48 часов, противоречит положениям Конституции РФ. В УПК РФ срок задержания лица исчисляется только с момента фактического задержания, а понятие доставления не предусмотрено.
Таким образом, если лицо, виновно в оскорбительных действиях, предусмотренных ст. 5.61 или ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, то оно может быть задержано на срок до трех часов с момента доставления или на больший срок, не превышающий 48 часов, если оно находилось в состоянии опьянения, если лицо, виновно в оскорбительных действиях, предусмотренных другими частями ст. 20.1 КоАП РФ, оно может быть задержано на срок до 48 часов, но если оно виновно в оскорблениях, предусмотренных ст. 297, 319 или 336 УК РФ, - оно не может быть задержано, поскольку за данные преступления не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Правила задержания, предусмотренные КоАП РФ, были установлены аналогичным законодательством СССР и союзных республик. При этом в Конституциях СССР и союзных республик не были предусмотрены положения о максимальном сроке задержания без судебного решения. Поэтому данные правила не могут соответствовать Конституции РФ и должны быть изменены в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ.
Отмена с 2013 года привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста (как без их согласия, так и при его наличии), не означает гуманизации порядка отбывания данного вида наказания, учитывая строгость самой изоляции лица от общества, более сильное психологическое воздействие на лицо, находящееся продолжительное время в местах изоляции от общества и лишенное возможности выполнять какую-либо работу, а также большую вероятность злоупотреблений, связанных с принуждением к труду или совершению других действий, которые могут противоречить законодательству, в местах изоляции от общества, чем в других местах.
Строгость наказания в виде административного ареста усиливается отсутствием в КоАП РФ норм, дающих суду права на домашний арест, лица, которому назначено наказание в виде административного ареста, условное осуждение к данному виду административного наказания и условно-досрочное освобождение от его отбывания.
Минимальное возрастное ограничение назначения административного ареста в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ составляет 18 лет.
Максимальное возрастное ограничение назначения административного ареста в КоАП РФ и проекте нового КоАП РФ не предусмотрено.
В части стран СНГ наказание в виде административного ареста не назначается лицам, достигшим пенсионного возраста.
Согласно ч. 3 ст. 49 КоАП Туркменистана наказание в виде административного ареста не назначается лицам, имеющим право на пенсию по возрасту или на государственное социальное пособие.
Cогласно ч. (6) ст. 38 КоП Молдовы наказание в виде ареста за правонарушение не назначается лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно ч. 2 ст. 50 КоАП Казахстана 2014 г. наказание в виде административного ареста не назначается женщинам в возрасте свыше 58 лет и мужчинам свыше 63 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 КоАП Азербайджана административный арест не может применяться к женщинам, достигшим 60 лет, и к мужчинам, достигшим 65 лет.
Наказание в виде административного ареста отсутствует во многих странах мира, не входящих в СНГ. Арест в данных странах является уголовным наказанием за совершение преступления или уголовного проступка.
Наказание в виде административного ареста исключено из КоАП Армении с 2005 года и из КоАП Кыргызстана с 2019 года. При этом в КоАП Кыргызстана как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанная с временным ограничением свободы передвижения лица, совершившего любое административное правонарушение, применяемая в целях составления протокола об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении, сохранено только доставление на срок до 3 часов с момента фактического задержания лица, совершившего административное правонарушение.
Учитывая вышеизложенное, допустимо и исключение наказания в виде административного ареста из КоАП РФ, а в случае его сохранения, оно должно предусматриваться только за административные правонарушения, граничащие с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
В проекте нового КоАП РФ предусмотрены нормы, аналогичные нормам действующего КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяния, предусмотренные нормами КоАП РФ и проекта КоАП РФ, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких критериев степени опасности деяний, совершенных впервые или повторно, либо исключения признака повторности как квалифицирующего признака административного правонарушения.
Внесение вышеуказанных изменений в КоАП РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер репрессии, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация законодательства РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяния, предусмотренные нормами КоАП РФ и проекта КоАП РФ, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких критериев степени опасности деяний, совершенных впервые или повторно, либо исключения признака повторности как квалифицирующего признака административного правонарушения.

К началу списка инициатив