Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75417
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в УК и КоАП РФ ответственности за все виды незаконного принудительного лечения от опасных заболеваний

Существует необходимость введения в УК и КоАП РФ ответственности за незаконное помещение в медицинскую организацию, оказывающую помощь больным инфекционными и другими опасными заболеваниями, которая не является медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, и за иное незаконное принудительное оказание медицинской помощи (незаконная постановка диагноза, которая может повлечь или повлекла опасные для лица последствия или существенное ограничение его законных прав, незаконная постановка на учет в диспансере, незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке и т.п.), поскольку в УК РФ предусмотрена ответственность только за незаконное помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих (ч. 4 ст. 128.1 УК РФ). При этом деяния, связанные с причинением по неосторожности вреда здоровью человека или неосторожным заражением различными заболеваниями, влекут уголовную ответственность, как правило, в случаях причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека и только в нескольких нормах УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, повлекшие причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью либо массовое заболевание или отравление людей, а наказание в виде лишения свободы предусмотрено, как правило, за причинение по неосторожности смерти человеку или тяжкого вреда его здоровью, а за причинение меньшего вреда оно предусмотрено лишь в отдельных случаях. В частности, за неоказание помощи больному предусмотрена уголовная ответственность в случае, если оно повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК РФ), а лишение свободы (на срок до 4 лет) предусмотрено только за данное деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть больного. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена уголовная ответственность только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), а лишение свободы (на срок до 5 лет) предусмотрено только, если данное нарушение повлекло смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ). При этом незаконное занятие частной медицинской или фармацевтической практикой является преступлением, за которое предусмотрено лишение свободы (на срок до 3 лет), в случае, если оно повлекло по неосторожности причинение любого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 235 УК РФ), а за незаконное лишение свободы и незаконное помещение медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, лишение свободы предусмотрено во всех случаях совершения данных деяний, учитывая положения ст. 127 и 128 УК РФ.
За многие другие деяния, связанные с неосторожным причинением вреда здоровью человека, уголовная ответственность предусмотрена только, если он является тяжким, в перечень данных деяний входят воспрепятствование оказанию медицинской помощи медицинским работников (ст. 124.1 УК РФ) и умышленное применение насилия, включающее драки и избиения, которое влечет уголовную ответственность за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ) или смерти человеку (ст. 109 УК РФ), умышленного нанесения побоев или иного причинения физической боли, ответственность за которое предусмотрена ст. 116.1 и 116. УК РФ, умышленного причинения вреда здоровью человека (ст. 111 - 115 УК РФ) или умышленное применение насилия, предусмотренное отдельными нормами УК РФ (ст. 318, 321 и др.).
Наказание в виде лишения свободы не предусмотрено за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, указанное в общей норме УК РФ о данном деянии, не связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением лицом своих профессиональных обязанностей или нарушением многих специальных правил, за нарушение которых нормами Особенной части УК РФ предусмотрена отдельная уголовная ответственность в случае причинения указанного вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 118 УК РФ), умышленное нанесение побоев или совершение других насильственных действий, причинивших физическую боль, указанное в ст. 116.1 УК РФ, простое умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ) и целый ряд других неосторожных и умышленных преступлений, предусмотренных УК РФ.
Административная ответственность предусмотрена не за все деяния, влекущие причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью, или заключающиеся в нарушении различных правил либо в применении насилия.
В частности, неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности не более чем легкий вред здоровью больного или ненадлежащее ее оказание, повлекшее не более чем средней тяжести вред его здоровью, не влекут административной ответственности. Не являются ни преступлением, ни административным правонарушением драка, избиение или иное применение насилия, не повлекшее причинения физической боли, или совершенное без умысла на ее причинение или причинение вреда здоровью, повлекшие по неосторожности не более чем средней тяжести вред здоровью человека, если они не подпадают под признаки других преступлений или административных правонарушений.
За нанесение побоев или иного причинения физической боли, ответственность за которое не предусмотрена ст. 116.1 и 116. УК РФ, установлена в ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Отдельная ответственность за драки и избиения в УК и КоАП РФ не предусмотрена, и они не отнесены к специальным видам хулиганства и других противоправных деяний, предусмотренных нормами УК и КоАП РФ.
Таким образом, в УК и КоАП РФ нечетко распределены нормы об ответственности за деяния, влекущие причинение вреда здоровью человека или другие опасные последствия, деяния, связанные с применением насилия и другие противоправные деяния. Нечетко распределены в УК РФ деяния, за которые предусмотрено или не предусмотрено лишение свободы на различные сроки. При этом наименее строгие меры ответственности и наказания предусмотрены за ненадлежащее оказание медицинской помощи и применение насилия, не повлекшего причинения физической боли или вреда здоровью человека, или повлекшего их по неосторожности, включающего драки и избиения, учитывая наличие уголовной ответственности только в том случае, если причиненный по неосторожности данными действиями вред здоровью является тяжким, и отсутствие административной ответственности за причинение ими по неосторожности меньшего вреда здоровью или менее опасных последствий и за насилие, не повлекшее причинения физической боли, а также отсутствие наказания в виде лишения свободы за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью во многих случаях, включающих умышленное применение насилия (драки, избиения и т.п.) и за целый ряд насильственных и других преступлений.
Подобное распределение мер ответственности и наказаний нелогично и нарушает принцип высшей ценности человека, его прав и свобод, и принцип справедливости.
Наиболее нечетко распределены меры ответственности и наказаний за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, учитывая наличие уголовной ответственности только за их нарушение, повлекшее массовое заболевание или отравление людей, и наличие наказания в виде лишения свободы только, если их нарушение повлекло смерть человека, поскольку отсутствуют критерии массовости заболевания или отравления и минимального вреда, причиненного здоровью человека заболеваниями или отравлениями (данные критерии являются оценочными), а лишение свободы не предусмотрено даже в случае причинения наиболее тяжкого вреда здоровью людей.
Это требует четкого распределения мер ответственности и наказания за деяния, влекущие причинение вреда здоровью человека, или связанные с незаконной госпитализацией и иным незаконным лечением.
Уголовная ответственность за незаконную принудительную госпитализацию в закрытые медицинские организации, оказывающие помощь больным опасными инфекционными и другими заболеваниями, предусмотрена в УК части стран мира. В частности, в ст. 131 УК Туркменистана предусмотрена ответственность за принудительное лечение заведомо здорового человека, заключающееся в помещении в психиатрический стационар либо в иное лечебное заведение закрытого типа лица, заведомо не нуждающегося в такой форме лечения.
Особенностью незаконной госпитализации лица, осложняющей ее квалификацию как незаконного лишения свободы, является необходимость наличия специальных знаний, требуемых для выявления точного диагноза и оснований для принудительной госпитализации, совпадение симптоматики различных заболеваний, затрудняющей своевременное выявление конкретного диагноза и основания госпитализации, и иные обстоятельства, дающие основания для признания первоначальной принудительной госпитализации законной, при незаконности дальнейшего содержания в медицинском учреждении, по причинам наличия признаков опасного заболевания на момент госпитализации, врачебной ошибки или других подобных обстоятельств, поэтому необходимо установление отдельной административной и уголовной ответственности за любую незаконную принудительную госпитализацию и справедливое разделение мер ответственности и наказаний за данное деяние, в зависимости от формы вины по отношению к его совершению и наступившим последствиям и совершения различных опасных действий, заключающихся в применении опасных медицинских препаратов и процедур, заражении лица опасным заболеванием или применении к нему насилия и других подобных деяниях.
Незаконное принудительное амбулаторное лечение может представлять не меньшую опасность, чем незаконная принудительная госпитализация, поскольку при его проведении применяются опасные виды медицинских препаратов и процедур, наличие диагнозов о психических и других опасных заболеваниях подрывает репутацию лица и влечет установление для него различных ограничений, а уклонение от такого лечения может влечь принудительную госпитализацию лица, поэтому отсутствие отдельной ответственности за незаконное амбулаторное лечение от психических и других опасных заболеваний является нелогичным и несправедливым, что требует установления за данное деяние мер ответственности и наказаний, аналогичных указанным мерам, которые предусмотрены в ст. 128 УК РФ, и должны быть предусмотрены за любую незаконную принудительную госпитализацию.
Незаконная постановка диагноза, которая может повлечь или повлекла опасные для лица последствия или существенное ограничение его законных прав, либо незаконная постановка на учет в диспансере представляют высокую степень опасности, указывающую на необходимость введения административной и уголовной ответственности за данное деяние, в зависимости от наличия общественной опасности в конкретных противоправных действиях и степени общественной опасности, определяемой наступившими последствиями, поскольку диагнозы, указывающие на наличие у лица психических или иных опасных заболеваний и учет в различных видах диспансеров, подрывают его репутацию и влекут установление для него различных ограничений, осложняющих его трудоустройство и жизненные условия, а также могут влечь применение к нему принудительных медицинских мер, включающих его принудительную госпитализацию. При этом незаконные постановка диагноза уполномоченным лицом и учет в диспансере, смягчают вину многих лиц, распространяющих ложную информацию, поскольку они могут быть не знать о ее ложности или быть виновны только в распространении недостоверных сведений (диффамации), не влекущем уголовной и административной ответственности, учитывая отнесение к клевете только распространения заведомо ложных сведений (ст. 128.1 УК РФ) и сложность оценки законности постановки диагноза лицом, не имеющим специальных знаний, что только увеличивает вину лица, совершившего незаконную постановку диагноза, включая постановку на учет в диспансере, и требует введения справедливых мер ответственности и наказания за данное деяние.
Проведение опытов на человеке запрещено положениями Конституции РФ и международных договоров и представляет высокую степень опасности, что требует установления за его совершение справедливых мер ответственности и наказаний.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость установления в УК и КоАП РФ ответственности за незаконное помещение в медицинскую организацию, оказывающую помощь больным инфекционными и другими опасными заболеваниями, и за незаконное принудительное оказание медицинской помощи, включая незаконную постановку диагноза, которая может повлечь или повлекла опасные для лица последствия или существенное ограничение его законных прав, незаконную постановку на учет в диспансере и другие незаконные действия, связанные с медицинским вмешательством (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке и т.п.).
При внесении данных изменений, к критериям разделения мер административной и уголовной ответственности за вышеуказанные деяния следует отнести умысел на их совершение, их совершение во время эпидемий, эпизоотий и пандемий, и причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо иных тяжких последствий, в особенности, распространение опасных для окружающих инфекционных заболеваний, а к критериям назначения наиболее строгих административных наказаний и уголовного наказания в виде лишения свободы (в особенности, на срок более 3 лет) – наличие последствий в виде причинения вреда здоровью человека или существенного нарушения законных прав человека (критерии установления наиболее строгих административных наказаний), либо причинения наиболее тяжкого вреда здоровью одного или нескольких лиц, в особенности, если оно совершено путем заражения опасным для жизни людей инфекционным заболеванием или применения насилия, а также распространения опасных инфекционных заболеваний, влекущих смерть большого количества людей, в особенности, если оно повлекло эпидемии, эпизоотии или пандемии указанных заболеваний, либо совершено во время эпидемий, эпизоотий и пандемий различных заболеваний (критерии назначения лишения свободы и разделения его сроков).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, борьбе с различными видами преступности, противодействию коррупции, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышению доверия населения к власти, а также упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, усиление борьбы с различными видами преступности, противодействие коррупции, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышение доверия населения к власти, а также упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо установить в УК и КоАП РФ ответственность за незаконное помещение в медицинскую организацию, оказывающую помощь больным инфекционными и другими опасными заболеваниями, и за незаконное принудительное оказание медицинской помощи, включая незаконную постановку диагноза, которая может повлечь или повлекла опасные для лица последствия или существенное ограничение его законных прав, незаконную постановку на учет в диспансере и другие незаконные действия, связанные с медицинским вмешательством (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке и т.п.).
При внесении данных изменений, к критериям разделения мер административной и уголовной ответственности за вышеуказанные деяния следует отнести умысел на их совершение, их совершение во время эпидемий, эпизоотий и пандемий, и причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку либо иных тяжких последствий, в особенности, распространение опасных для окружающих инфекционных заболеваний, а к критериям назначения наиболее строгих административных наказаний и уголовного наказания в виде лишения свободы (в особенности, на срок более 3 лет) – наличие последствий в виде причинения вреда здоровью человека или существенного нарушения законных прав человека (критерии установления наиболее строгих административных наказаний), либо причинения наиболее тяжкого вреда здоровью одного или нескольких лиц, в особенности, если оно совершено путем заражения опасным для жизни людей инфекционным заболеванием или применения насилия, а также распространения опасных инфекционных заболеваний, влекущих смерть большого количества людей, в особенности, если оно повлекло эпидемии, эпизоотии или пандемии указанных заболеваний, либо совершено во время эпидемий, эпизоотий и пандемий различных заболеваний (критерии назначения лишения свободы и разделения его сроков).

К началу списка инициатив