Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75425
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации клеветы, не сопряженной с ограничениями прав лица, или полной ее декриминализации

Существует необходимость декриминализации клеветы, не сопряженной с ограничениями прав потерпевшего, включающими его постановку на учет, влекущую существенное ограничение законных прав человека, ограничение или лишение его свободы или причинение ему иного опасного вреда, лицом, распространившим клевету, лицами, действующими по его указаниям, либо лицами, ограничивающими права потерпевшего по другим причинам, или полной ее декриминализации и решения вопроса об установлении уголовной ответственности за опасные противоправные действия в отношении лица, вызванные распространением в отношении него заведомо ложной информации, поскольку клевета (ст. 128.1 и 298.1 УК РФ) является преступлением независимо от совершения других действий в отношении потерпевшего, а клевета о том, что лицо страдает заболеванием представляющим опасность для окружающих (ч. 4 ст. 128.1 УК РФ), и клевета с обвинением в совершении части видов опасных преступлений и любых преступлений, отнесенных в УК РФ к тяжким или особо тяжким преступлениям (ч. 4 и 5 ст. 128.1 и ч. 3 ст. 298.1 УК РФ), являются особо квалифицированными видами клеветы независимо от совершения конкретных действий в отношении потерпевшего и наступивших последствий. Поэтому в УК РФ ответственность предусмотрена за само распространение заведомо ложных сведений (клевету), а не за его последствия и совершение противоправных действий, ограничивающих законные права потерпевшего от клеветы, если они не отнесены к иным составам преступлений.
В УК и КоАП РФ отсутствует ответственность за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, которая не является психиатрическим стационаром, незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке, незаконную постановку диагноза о любом заболевании, незаконную постановку на учет в диспансеры и т.п., совершенные как без клеветы в отношении потерпевшего, так и при наличии клеветы. Отсутствует и отдельная ответственность за незаконную постановку на учет в полиции за совершение правонарушений и незаконное привлечение к административной ответственности, а также за действия, ограничивающие права человека, связанные с обвинением лица в совершении им незаконных или аморальных деяний, не отнесенных к преступлениям или административным правонарушениям.
Таким образом, ответственность несет только лицо, виновное в клевете и только за ее распространение, и данная ответственность является уголовной. При этом действия лиц, знавших о ложности распространенных сведений или полагавших, что они могут быть ложными, не влекут уголовной или административной ответственности, если они не являются деяниями, предусмотренными УК или КоАП РФ, либо законом субъекта РФ об административной ответственности, а лицо, виновное в клевете, совершившее данные действия, несет ответственность только за клевету, т.е. за преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
При этом клевета не представляет достаточной для отнесения к преступлениям степени опасности, если ложность сведений очевидна или легко доказуема, либо своевременно указана лицом, совершившим клевету, или если указанное лицо и (или) другие лица не совершили противоправных действий в отношении потерпевшего, а также в случае, если клевета не повлекла наступления тяжких последствий.
Более того, криминализация деяний, заключающихся только в высказываниях лиц, на практике, не способствует их пресечению и борьбе с преступностью и влечет привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц или лиц, деяния которых не влекут опасных последствий, усиления коррупции и рост числа лиц, осужденных как за данные, так и за другие преступления. Поэтому данные деяния часто декриминализируются. При этом происходит декриминализация и деяний, причиняющих имущественный вред, или вред здоровью человека, что требует упорядочивания правовых норм УК и КоАП РФ и введения четкого определения общественной опасности.
Деяния, связанные с незаконным существенным ограничением прав человека, в особенности, с незаконным медицинским вмешательством или привлечением к ответственности, умышленным заражением опасным заболеванием, незаконным ограничением или лишением его свободы, всегда представляют общественную опасность, а наличие заведомо ложных сведений, их влекущее, только увеличивает степень их опасности.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость декриминализации клеветы, не сопряженной с ограничениями прав потерпевшего, включающими его постановку на учет, влекущую существенное ограничение законных прав человека, ограничение или лишение его свободы или причинение ему иного опасного вреда, лицом, распространившим клевету, лицами, действующими по его указаниям, либо лицами, ограничивающими права потерпевшего по другим причинам, или полной ее декриминализации и решения вопроса об установлении уголовной ответственности за опасные противоправные действия в отношении лица, вызванные распространением в отношении него заведомо ложной информации, либо установления отдельной ответственности за деяния, связанные с незаконным помещением в медицинскую организацию, повлекшем опасные последствия, или с незаконным принудительным оказанием медицинской помощи, повлекшим указанные последствия (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, повлекшее тяжкие последствия, проведение медицинских опытов на человеке, повлекшее тяжкие последствия, и т.п.), постановкой на специализированный учет, их повлекшей, незаконным привлечением к ответственности, ограничивающим законные права лица и другим подобным действиям.
Учитывая степень опасности клеветы и международную тенденцию декриминализации клеветы, следует полностью декриминализировать клевету, поскольку реальную общественную опасность представляет не сама клевета, а ее конкретные последствия и ограничение законных прав потерпевшего от клеветы лицами, знающими о том, что имел место факт клеветы, но игнорирующими или опровергающими данный факт.
Полная декриминализация клеветы допустима, учитывая возможность как пресечения клеветы привлечением виновного лица к гражданско-правовой или административной ответственности в установленном законом порядке, так и его привлечения к уголовной ответственности за некоторые другие преступления (вымогательство (статья 163 УК РФ), заведомо ложный донос о совершении преступления (статья 306 УК РФ), заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, эксперта или специалиста, заведомо ложное заключение эксперта или заведомо неправильных перевод, совершенные в ходе досудебного производства или в суде, по уголовным, гражданским и административным делам (за исключением дел об административных правонарушениях, исполнительного производства и дел о налоговых правонарушениях, рассматриваемых налоговыми органами), а также в арбитражном процессе (статья 307 УК РФ) и т.п.) в случаях, предусмотренных законом.
В случае введения административной ответственности за клевету и уголовной ответственности за противоправные деяния, сопряженные с клеветой, либо совершенные независимо от распространения клеветы, следует разделить меры наказания в зависимости от степени опасности данных деяний, наличие фактов их совершения во время эпидемий, эпизоотий, пандемий и других опасных обстоятельств, наличие фактов заражения потерпевших опасными болезнями, признание их недееспособными, их незаконного отнесения к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, либо склонным к их совершению, или наступление тяжких последствий, учитывая степень опасности конкретных противоправных деяний.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, борьбе с различными видами преступности, противодействию коррупции, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышению доверия населения к власти, а также упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, усиление борьбы с различными видами преступности, противодействие коррупции, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышение доверия населения к власти, а также упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо декриминализировать клевету, не сопряженную с ограничениями прав потерпевшего, включающими его постановку на учет, влекущую существенное ограничение законных прав человека, ограничение или лишение его свободы или причинение ему иного опасного вреда, лицом, распространившим клевету, лицами, действующими по его указаниям, либо лицами, ограничивающими права потерпевшего по другим причинам, или полностью ее декриминализировать и решить вопрос об установлении уголовной ответственности за опасные противоправные действия в отношении лица, вызванные распространением в отношении него заведомо ложной информации, либо установить отдельную ответственность за деяния, связанные с незаконным помещением в медицинскую организацию, повлекшем опасные последствия, или с незаконным принудительным оказанием медицинской помощи, повлекшим указанные последствия (незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, повлекшее тяжкие последствия, проведение медицинских опытов на человеке, повлекшее тяжкие последствия, и т.п.), постановкой на специализированный учет, их повлекшей, незаконным привлечением к ответственности, ограничивающим законные права лица и другим подобным действиям.
В случае введения административной ответственности за клевету и уголовной ответственности за противоправные деяния, сопряженные с клеветой, либо совершенные независимо от распространения клеветы, следует разделить меры наказания в зависимости от степени опасности данных деяний, наличие фактов их совершения во время эпидемий, эпизоотий, пандемий и других опасных обстоятельств, наличие фактов заражения потерпевших опасными болезнями, признание их недееспособными, их незаконного отнесения к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, либо склонным к их совершению, или наступление тяжких последствий, учитывая степень опасности конкретных противоправных деяний.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 833 голоса

167

Против решения: 258 голосов

К началу списка инициатив